Что в минике тебе моем?
На последнем матче сезона президент ассоциации мини-футбола России Эмиль Алиев вручил фотографу мини-футбольного клуба «Тюмень» Виктории Ющенко благодарность. «За вклад в развитие мини-футбола Тюменской области», — сказано в документе.
Нам это особенно приятно, ведь Виктория Ющенко пришла в мини-футбол как фотокорреспондент «Тюменского курьера».
— За что вы полюбили этот вид спорта?
— Да как же его можно не любить? Каждую игру проживаешь, все эти эмоции. В этом сезоне мини-футбольному клубу «Тюмень» исполнилось двадцать лет, из них лет пятнадцать или семнадцать я их снимаю. У меня вот даже небольшой шрам на лице есть. От прилетевшего в фотик мяча.
— От кого прилетел мяч, вы заметили?
— Я в этот момент тренера снимала, а Андрей Батырев выбил мяч на атаке соперника. Мяч попал в бленду объектива, но удар был настолько сильный, что металлический корпус фотика разрезал кожу над губой. Судья увидел кровь, матч остановили. Мне оказали помощь, и я дальше снимала с пакетом льда у лица.
— Зашивать не пришлось?
— Нет, ранку стянули специальным лейкопластырем. Я сначала даже не поняла, что произошло. Просто не почувствовала. Мячики часто прилетают. Вообще- то это больно. Но так сильно — в первый раз.
— Eсть такой стишок у Григория Остера: «Eсли вы по коридору мчитесь на велосипеде, а навстречу вам из ванной вышел папа погулять… не сворачивайте в кухню, в кухне — твердый холодильник! Тормозите лучше в папу. Папа мягкий, он простит». Вика, вы мягкая?
— Не-а.
— Но вы простили Батырева — и всех остальных, кто попадал в вас мячом?
— Конечно. У них работа такая.
— А разве на матчах для прессы нет безопасного места, загородки, загончика? Вы вообще можете свободно перемещаться по периметру, или есть какие-то ограничения?
— Для пишущих есть загончик. Они сверху смотрят, откуда видно общую картину. А мне все можно.
— И на площадку выйти?
— Eсли очень надо, то можно — в тайм-аут. А так я стараюсь никому не мешать. У меня, кстати, есть сертификат об окончании курсов — были такие курсы по подготовке представителей СМИ к работе в экстремальных условиях… Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям устраивало их при поддержке министерства обороны. Шеф (Вика тогда работала в «Тюменском курьере», и шефом до сих пор зовет нашего редактора Рафаэля Соломоновича, — E.Г.) меня посылал. Моделировали ситуации: вот граната взорвалась, тут солдат бежит и стреляет, БТР едет. На мини-футболе то же самое. Ты должен контролировать ситуацию с разных сторон: здесь видеокамера в эту сторону смотрит, здесь камера двигается, трансляции матча ты не должен мешать, тут сидит хронометрист, который останавливает игру, когда мяч улетает за пределы площадки, ему нужно видеть все, — и при этом следить, чтобы в кадре картинка красивая была. Ну, примерно — да, так я и работаю.
Может, у меня не всегда получается, как хотелось бы мне самой. Критерии оценки у меня очень жесткие. Я понимаю: вот здесь я недоработала, здесь могла поближе подойти. Иногда думаю: наверное, мои фотографии недостаточно эпатажные. Но это потому, что я считаю, что эстетика присуща даже спортивной фотографии.
Я вообще девушка художественная. Всегда любила музеи, выставки, театры. А вот к спорту совсем никакого отношения не имела.
— Ну через скакалочку-то скакали? На велике гоняли по двору?
— Не гоняла я на велике. Горные лыжи были, но позже — после девятого класса. В школе физкультура с Андреем Владимировичем (Колычевым — сейчас директор городского шахматного клуба — E.Г.) — отдельный вид искусства. Мы все в баскетбол у него играли. Но я всегда была слабая.
— Сколько весит ваша камера с самым большим объективом?
— Килограмма два, наверное.
— И сейчас никакого фитнеса в вашей жизни?
— Бассейн иногда. На другое времени нет. Сейчас самое сложное в работе — не снять матч, а прийти домой и из тысячи отснятых кадров выбрать сотню. Eсть регламент, установленный ассоциацией мини-футбола, по которому фотограф обязан не менее тридцати снимков выслать сразу после матча — они идут в новости. И остальные в течение суток. Представьте, игра заканчивается, футболисты идут отдыхать, а я — к компьютеру. Мне нужно часа два, чтобы все отсмотреть и выбрать лучшие кадры. А раньше регламент требовал все записывать на диск, и я сидела после игры одна в пустом спорткомплексе «Центральный», записывала. Сейчас-то хорошо, я могу отправлять снимки по интернету, сидя дома. В пижаме.
— А с пленкой вы не успели поработать?
— Нет. Но начинала с мыльницы «Олимпус». Стыдно вспомнить, но это правда. В этом году к двадцатилетию клуба вышла книга, там мои карточки. Я подняла свои архивы, а у меня там все сегодняшние топовые игроки еще дети, я их снимала на детских турнирах!
— Футболисты после матча ваших фоточек ждут?
— Я как-то спросила об этом жену одного из футболистов. Она сказала, что о-о-очень ждут! Часто бразильцы просят, чтобы я их сфотографировала, а они послали снимок своим спонсорам. Бывало, жены просили фоточку в крупном размере, чтобы сделать сувенир, напечатать на футболке, на чехле для телефона. Иногда даже благодарят. Недавно подходил один футболист, сказал: «Классная карточка, спасибо».
— Игрокам не все равно, как они выглядят в пылу сражения?
— Ну любому человеку важно, как он выглядит на снимке! Поэтому когда футболист падает, лицо искажается болью, я всегда триста раз подумаю, прежде чем выложить такую фотографию.
— Вика, а у вас есть любимчики в команде? От природы фотогеничные, к которым камера сама тянется?
— Обычно бразильцы за счет эмоций красиво получаются. Они когда забивают, как-то по-особому радуются. Ну и Денис Абышев. Но это тот человек, который всегда знает, как работать на камеру. Всегда!
— Вы считаете это умением, а не талантом?
— Скорее, профессионализмом. Вот он забил гол — побежит в нужное место, раскинет правильно руки, обязательно будет улыбаться.
— Вам приходилось делать усилие над собой и не снимать Абышева?
— Ну, я уже почти не снимаю Абышева — он теперь тренер, сидит в дальнем углу в маске. Да, еще Ваню Милованова любит камера. Он просто фотогеничный.
— У вас нет задачи «всех показать»?
— Конечно, есть. Ох, они раньше обижались. После матча говорили: «Ну понятно, только этих и снимаешь». И фамилии называли тех, кто обычно в матче себя хорошо показывает. В общем, приписывали какие-то чувства по отношению к игрокам — в зависимости от того, кого на снимках было больше. Я к этому привыкла, а поскольку у меня с ними исключительно рабочие отношения, в ответ просто смеялась.
А еще. я же девочка, а у игроков есть такое суеверие: когда они едут на игру, с ними в автобусе не должно быть женщины. Поэтому я всегда на матчи добираюсь сама, отдельно от команды.
В команде ко мне, как мне кажется, достаточно трепетно относятся. В день рождения букет цветов вручают.
— А на Восьмое марта?
— А у меня день рождения девятого, так что букет к обоим праздникам сразу!
…В 2019 году Вика заработала звание лучшего фотографа Суперлиги мини-футбола России. То были еще доковидные времена, награду вручали при большом стечении народа, а после в буфете к ней подошел болельщик:
— Eсли вы лучшая, почему хоккей нам не снимаете?!
НА СНИМКАХ: Виктория Ющенко; момент матча «Тюмень» — «Синара».
Фото Елены Стрыжановской и Виктории Ющенко