Разговор на скамейке у подъезда
По улице 50 лет Октября во дворе дома 43 бабушки разбили палисадник.
У подъезда растут календула, лилии, сирень, бархатцы, космея, аквилегия, лилейник и многое другое. Соседи уважают труд и не топчут растения. Но уборщицы из управляющей компании выливают грязную воду прямо на цветы. Бабушки с ними разговаривали, но это не помогло. А ведь приятно проходить мимо таких палисадников и любоваться их яркими красками.
Я решила узнать имена ландшафтных дизайнеров нашего двора. Баба Нина и Зоя Николаевна имеют дачи, откуда привозят посадочный материал. А вот у Марии Митрофановны своей дачи нет, и она выращивает цветы прямо в палисаднике. У нее интересное старинное отчество… Я спросила, откуда оно.
Отец Марии Митрофановны был уроженцем Рязанской области, во время революции попал в Москву. Мама — наполовину полячка, наполовину литовка — жила на территории нынешней Польши, но в те смутные годы получила ранение и была отправлена в Москву. Там родители Марии Митрофановны и встретились, а позже вернулись в Польшу и жили до 1939 года, пока Польша переходила из рук в руки. Только перед самой войной они уехали на Украину. И все равно оказались в оккупации. У них было четверо детей, фашисты угнали в Германию старших — Катю и Колю. Чтобы не забрали среднюю дочь Верочку, мама отдала ей маленькую грудную Машу. К счастью, все дети остались живы. Старшие осели в Польше, а Вера и Маша поселились с родителями в Раве-Русской (Западная Украина, Львовская область), во-первых, из-за болезни матери, во-вторых, в 1944 году закрыли границы.
В послевоенные годы, чтобы не голодать, родители купили корову, каждый год покупали поросенка и имели десяток кур. В 12 лет Маша уже пасла корову.
— Утром пасла мама, а после обеда выходила я, выпивала кружку парного молока и шла. Из поросенка мама делала колбаски, смалец, сало. Я кормила кур и поросенка, это была моя утренняя работа. Вместе с родителями сажали 12 соток картошки под плуг. Потом всей семьей окучивали, пололи и, наконец, собирали урожай, — вспоминает Мария Митрофановна.
Как-то раз у юной Маши убежала курочка, и она так сильно расстроилась, плакала. Курочка вернулась, и оказалось, что она высиживает цыплят. Тогда Маша положила ее в бачок с сеном и перенесла в дом. Потом вылупились цыплята, и девушка отдала их старшей сестре Вере. Такие детали помнит Мария Митрофановна. Маше было 18, когда родители умерли.
С мужем Мария Митрофановна познакомилась в Раве-Русской на танцах. Позже он сделал ей предложение.
— Я подумала, он это в шутку, оказалось все серьезно, — сказала мне баба Маша.
Они поженились. Муж Марии Митрофановны был буровиком, вместе с ним она побывала в Казахстане, республике Коми, Свердловской и Тюменской областях. Мария Митрофановна захотела остаться жить в Тюмени. Муж работал в «Газпроме». Сейчас он уже умер, прожил 81 год.
Бабе Маше сейчас тоже 81, у нее двое внуков и пятеро правнуков.
Она несколько лет ухаживала за соседом-инвалидом и отбила его квартиру у мошенников. Теперь в этой квартире живет сын соседа, и он очень благодарен Марии Митрофановне.
Такая иллюстрация, что Мария Митрофановна ведет активный образ жизни и не только сажает цветы. А еще она очень хорошо выглядит. Вот какую интересную историю я узнала.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Мария Митрофановна (в центре) с соседками по подъезду.