X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Трансформация героя

Вероятно, запечатленный фотоаппаратом хипстер на самокате и с бумажным стаканом кофе тоже через полвека станет героем. Символом своего времени, который будут рассматривать. И задаваться вопросами.

Так и дорожные рабочие, ровняющие асфальт на развязке, и менеджеры в белых рубашках и галстуках, продающие все на свете, — тоже символы. По сравнению с ними романтика соцреализма представляется сродни греческому эпосу, где мужественные герои спешат навстречу подвигам.

Хотя такой уж наш паттерн мышления — не можем без идеалов. И на освободившемся месте строится новый пантеон богов. Об этом рассуждали в пятницу в музейном комплексе имени Словцова на выставке «Шедевры художественной коллекции».

Тысячи лет назад Эллада подарила человечеству образ героя, совершенного физически и духовно. Спустя тысячелетия этот тип вновь является в искусстве соцреализма. С некоторыми нюансами.

Во-первых, ему должна быть присуща народность, то есть понятность для всех. Во-вторых, обязательна идейность, определенная смысловая нагрузка. В-третьих, конкретность, то есть соответствие историческому периоду.

Античное искусство делало богов людьми, придавало им человеческие черты, красоту тела, воспевало силу человеческого духа. Искусство социалистического реализма делало людей богами.

Да, часто по правительственному заказу, пускай изображенные на них люди всем своим существом демонстрировали идеи нового государства — пионеры, рабочие, партийные лидеры и многие другие, но политическими агитками они стали казаться только в девяностые, когда соцреализм резко обесценился. Сейчас интерес к этому направлению снова растет. Возможно, причина в некоторой ностальгии. Так или иначе, но сейчас искусство соцреализма выглядит необычайно свежо.

…Художник Борис Иогансон в свое время был первым секретарем правления союза художников СССР и педагогом, автором множества полотен в стиле соцреализма. В 1928 году он пишет портрет дочери. На картине милая девочка, счастливый ребенок: уверенный разворот головы, руки лежат на столе спокойно и расслабленно, открытый и заинтересованный взгляд. Натюрморт на заднем плане — тыква, фрукты, цветы — не из детства, это способ художника подчеркнуть пластичность мира. Нам эта картина очень мало расскажет о своем времени.

Но есть у Иогансона и другая — «Допрос коммунистов» (1933), изображающая сильных людей, не пасующих перед лицом врага. Такова сущность людей нового мира, и художник явно вдохновлен ею и призывает и нас восхититься силой человеческого характера. Eсли уж основы веры пошатнулись, то надо искать замену. Создать героя, новый пантеон.

Когда смотришь на картину «В Смольном» (1957) Владимира Серова, возникает ощущение, что видел ее много раз. Толпа, окружившая Ленина, кажется толпой только на первый взгляд, но уже на второй понимаешь, что живописец старательно представил все сословия. Eсть и матрос, и солдаты, и интеллигент… Обращает на себя внимание и отсутствие дистанции между вождем и гражданами. Спустя годы это ощущение близости власти к народу исчезнет даже на картинах.

Со временем художники соцреалистической школы сосредотачиваются на формировании собирательного образа советского человека. Одним из примеров этого поворота можно считать картину художника Георгия Ряжского «Портрет инженера». Кисти Ряжского принадлежат известные портреты советских женщин — «Делегатка», «Председательница». При всей мощной идеологической подоплеке высоко оценена и художественная ценность картин — на всемирной выставке в Париже они получили золотую медаль.

Один из самых известных художников соцреализма — Александр Дейнека. Так же, как и творцы Древней Греции, Дейнека восхвалял красоту человеческого тела. Он, как бы сейчас сказали чиновники, популяризировал здоровый образ жизни. На его полотнах физкультурники, юные бегуньи, молодые сильные бойцы. Созданные им образы показывают, насколько силен человек, его дух. Но его картина «Ветреный день» немного выбивается из оптимистичного ряда, она написана в 1940 году, накануне войны. От нее веет тревожностью, предчувствием беды. Вроде бы спокойный пейзаж берега реки, в воду, как античные наяды, заходят обнаженные купальщицы. Но на картине нет солнца, а только ветер, который и создает то самое ощущение тревоги. Любопытно, что другая картина Дейнеки «После боя» процитирована в фантастическом фильме Пола Верховена «Звездный десант».

В соцреализме Дейнеки есть немного символизма. К примеру, на картине «Оборона Севастополя» (1942) советские моряки одеты в белые одежды. Ясно, что в бою такая форма не могла быть кипенно-белой, но художник цветом подчеркивает чистоту и правоту солдат. Гнетущее небо в красных и черных сполохах, поверженный враг тоже в черном…

Великая Отечественная война дала огромный материал для творчества художников, работающих в стиле соцреализма, но все же первые послевоенные картины пронизаны мирным настроением. Стремление к гармонии очевидно на картине Александра Герасимова «Букет цветов». На другом его знаменитом полотне «Сталин и Ворошилов в Кремле» (в народе ее окрестили «Как два вождя после дождя») мы видим, как военачальник и верховный главнокомандующий идут по Кремлю, беседуют, вероятно, о судьбе родины. Люди пережили войну, строят новую жизнь, у лидеров государства новые задачи.

В ряду соцреалистов выделяется художник Юрий Пименов. В своем творчестве он прожил несколько этапов. Ранний период его творчества связан с немецким экспрессионизмом, эти его работы неподготовленному зрителю кажутся пугающими. Например, «Инвалиды войны». Представить, что в дальнейшем произведения Пименова будут светлыми и чистыми, будто омытыми дождем, сложно. Но мы видим женщин, которые ждут на станции поезд. На них рабочая одежда, они увлеченно разглядывают журнал. На заднем плане молодая парочка переходит пути.

Все эти картины можно увидеть на выставке «Шедевры художественной коллекции» в музее Словцова до 19 декабря.

***
фото: Б.В. Иогансон «Портрет дочери»;В.А. Серов «В Смольном»;А.А. Дейнека «Ветреный день».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта