Песни речного порта
«Речпорт загудел» — так озаглавлена одна из наших заметок о работе порта, опубликованная в 2013 году. Однако уже в то время заместитель директора порта Фарид Фахрутдинов и начальник участка погрузочных работ Сергей Камша предчувствовали его угасание.
Камша в том интервью ностальгически вспоминал, какой полноводной, а порой непредсказуемой и опасной была Тура, что могла в один миг затопить большую часть города. А теперь, вздыхал Сергей Николаевич, воды совсем нет — на перекатах 170 сантиметров.
Будем загружать баржи только на тридцать-сорок процентов от вместимости, говорил Фарид Фахрутдинов. Заказчики уже сейчас, предвидя потери, переправляют грузы в Тобольск… Но все же навигация складывается успешно, значит, еще есть надежда…
Сегодня от речного порта осталось немного. Часть перед Профсоюзным мостом выкупила компания «Брусника» под рекреационную зону. Из шести речных кранов сохранились два, несколько построек, большое складское помещение с надписью «Родине — ударный труд» (совсем недавно в порту снесли здание, на фасаде которого красовалось «Наша цель — коммунизм»). Впрочем, постепенно снесут и это. Старые дома по улице Причальной, примыкающие к порту, исчезают, их разбирают.
Но пока, вопреки всему, речной порт продолжает звучать и даже петь.
Звуки на закате
Мы с Георгием Арч-Штурдумцем, организатором фестиваля современных художников «Закат’21», кидаем пластиковые переходники для труб на пол складского помещения в речном порту. Они ударяются, подскакивают, снова ударяются, издавая глухой мелодичный звук. Этот звук записан и сохранен художниками — он единственный в своем роде. Пластиковые переходники найдены здесь же. И звучат именно так они только в этом помещении, здесь своеобразная акустика. Вот так современные художники с любовью и бережно сохраняют на память даже звуки этого места.
«Закат’21» — фестиваль, который пройдет в речном порту в августе. Долгое время художники приводили склад в приличный вид. По итогам уборки получилась выставка «До заката», в которой художники рассказали о своих чувствах к этому месту, проекту, к новому для них опыту. Георгий объясняет, что ему не нравится стереотипное представление о художниках как о тех, кто витает в высших сферах. Иногда им приходится тяжело работать, ковыряться в мусоре, главное здесь — не вид работы, а взгляд на нее.
— Для меня художник — это человек, который может видеть немного больше, немного иначе смотреть на вещи, чем те люди, которые принимают решения о застройке города, — рассказывает Георгий. — Цель нашего фестиваля — объединить тех, кто строит город, и художников, которые по-своему его видят и понимают, чтобы сохранить дух этого места, его историю.
Нынешняя выставка в складском помещении представляет собой несколько алтарей. Каждая из них содержит фразы из интервью, которые брали у художников во время работы над складом, и найденные в речном порту предметы. Например, алтарь, подписанный фразой одной из участниц проекта «Я постарела за этот месяц». Художники пытаются осмыслить, насколько относительно время. Как годы могут пролетать, и как один месяц может быть осмысленным и самым значимым в жизни. Чтобы иллюстрировать относительность времени, на алтаре лежат предметы — корень дерева, репродукция «Джоконды» и ржавый крюк. Георгий объясняет: эти вещи тоже найдены здесь, но могут быть из какого угодно времени. Мы можем придумать им любой возраст и осознать, что на самом деле время — человеческая выдумка.
Алтари хранят и другие странные предметы: несколько десятков зеркал заднего вида, чьи-то забавные фотографии и даже призрак кота. Хранится здесь и претензия, написанная от руки. Мужчина жалуется на пункт сбора макулатуры, который тоже здесь когда-то располагался, и требует моральной компенсации в 175 тысяч рублей. Претензию поместили на стену склада, а под ней — найденные тут же книги.
Художники концентрируются не только на истории места, но и на новом опыте. Во-первых, каждый из них работал добровольно, безо всякого внешнего и организационного контроля. Каждый сам решал, сколько сил, времени и средств он готов посвятить речному порту. Во- вторых, каждый самостоятельно определял, какой творческий вклад он внесет. Никакой цензуры, никаких требований от заказчика. Без внешнего контроля художники познакомились со своим внутренним контролером, который для некоторых оказался более невыносимым, чем любой начальник. В-третьих, художники работали в команде. Ни одна работа выставки не подписана, все они коллективные. Таким же был и бюджет художников. Невольно вспоминаешь лозунг «Наша цель — коммунизм». Действительно, как все-таки относительно время. То, чего человечество не смогло построить за десятки лет, художники создали в отдельно взятом складе всего за месяц.
В целом же к работе художники относятся с иронией. С одной стороны, это выставка славной истории порта, с другой — просто красиво оформленный мусор. Это и амбициозный проект, арт-резиденция, и всего лишь склад, которому осталось жить несколько месяцев.
— Мы считаем, все это тем не менее имеет смысл, — уверен Георгий.
Мир без тебя
— Мы как два полушария мозга, — говорит Георгий. — Рядом с нами работает арматурный цех «Брусники». Там труд более брутальный и, наверно, куда более заметный. Однако художники выполняют не менее тяжелую и значимую работу. Поэтому мне бы хотелось объединить эти полушария при трансформации речного порта.
Арматурный цех действительно работает на полную мощность даже в жару, он готовит металлоконструкции для будущего ЖК «Речной порт». Из цеха доносится голос Кристины Орбакайте: «Без тебя мне не мил этот мир грубых игр». Я стою у подъемного крана и ощущаю диссонанс. Мне рассказали, что художнику Никите, который обожал валяться под солнцем на бетонных плитах в порту, один из рабочих подарил очки, сделанные из куска арматуры, и они тоже стали экспонатом выставки.
— Отличные стильные очки, — говорит Никита. — Правда, надевать и снимать их больно, все- таки грубый материал. Но я все равно очень благодарен.
Творческий союз художников, горожан и «Брусники» должен подарить нам новый порт. Правда, процесс обсуждения немного притормозил. Теперь большие надежды возлагаются на фестиваль «Закат’21», возможно, там продолжат обсуждать будущее порта. Пока «Брусника» подтверждает только, что планирует сохранить и покрасить два крана, кто-то в социальных сетях запустил фотографии Домино-парка в Нью-Йорке, представив это как будущий проект застройщика в речном порту.
Нью-Йорк действительно отвоевывает пространства у складов и заводов и превращает их в зоны отдыха горожан. Но город не отворачивается от своего индустриального прошлого, а использует его для создания колоритной общественной среды. Большинство зданий и построек сохраняются. Домино-парк чем-то похож на наш речной порт. Там тоже сохранились краны для загрузки судов, вблизи мост, есть промышленные постройки. При этом парк обзавелся зоной для пикника, пляжного волейбола, фонтанами, местами для отдыха и прогулок. Возможно, речной порт ждет подобное будущее, правда, уже понятно, что от нашего индустриального прошлого останется гораздо меньше.
Посетить речной порт и попрощаться с его нынешним видом еще можно успеть. Например, в эти выходные, предварительно предупредив художников в социальных сетях фестиваля «Закат’21».
***
фото: Открытие выставки «На закате».