Ход настоящего короля
В воскресенье на набережной сидел загадочный мужчина в черной кожаной повязке, перемотанной красной лентой. За его спиной шахматная доска и соперник. «Конь на е6, шах и мат», — сказал он и, сняв повязку, осмотрел поле. Он обыграл его вслепую?
Так и есть. Но это не случайный игрок, а международный гроссмейстер Владислав Ковалев, входящий в топ-100 игроков мира. Любой желающий мог попытаться его обыграть, но, чтобы хоть немного уравнять шансы, Ковалев играл, не видя шахматного поля. В таких же условиях играл и преподаватель школы KovalevChess кандидат в мастера спорта по шахматам Валентин Eжель.
— Доску они представляют в голове, как в сериале «Ход королевы», где главная героиня на потолке видела фигуры и поле, — говорит организатор мероприятия, шахматист Алексей Джазов. — Но, разумеется, ходы оглашаются, чтобы профессионалы понимали, что происходит на поле.
Но даже в таких условиях рядовые шахматисты, садясь за стол с Ковалевым, заметно нервничали. Ход пешкой на с3 из уст Руслана Басимова звучал весьма неуверенно. Бился с гроссмейстером он долго, усердно парируя каждый ход. Было нечто невероятное в том, что гроссмейстеру удавалось запоминать положение каждой фигуры в игре. Казалось, это дается ему с небывалой легкостью, будто в черную маску был вшит монитор, где отображалось поле. Но маску я проверила — все честно. Значит, дело в профессионализме и памяти. Поэтому Руслану одолеть Владислава не удалось…
— Это было безумно интересно, хоть я и испытывал мандраж, — признается Басимов. — Старался не ошибаться и продумывать ходы наперед, но против меня играл профессионал, а я лишь любитель. Думаю, что я бы не смог так провести партию вслепую, пока недостаточно опыта, но в будущем хотел бы попробовать.
Со следующим кандидатом играл уже Валентин Eжель. На каждый слепой ход ему, как и Ковалеву, требовалось вдвое меньше времени, чем сопернику, который видел все поле. Признаюсь, я даже пыталась немного мешать Валентину, периодически задавая ему глупые вопросы, например, что такое рокировка. Но все тщетно. Он одолел своего соперника.
— Шахматисты разбирают варианты развития событий в уме, поэтому с годами представлять доску и следить за ходами очень просто, — рассказывает Eжель. — Но не могу сказать, что обычная игра и игра вслепую для опытного шахматиста — одно и то же. Все-таки глубина расчетов ощутимо сужается.
Но даже вслепую профессионалы справлялись с любым соперником. Может, стоило усложнить им задачу? Ковалеву предложили с завязанными глазами сыграть с двумя соперниками одновременно. Одним из них стал программист Роман Аширов, очень расчетливый и скрупулезный парень, вторым — юная Eлизавета Клочко, лучшая шахматистка Тюменской области, имеющая второй взрослый разряд.
Игра началась. Зрители замирали каждый раз, когда Ковалев объявлял ход не молниеносно. Неужто он забыл или потерялся? Но сомнения рассеивались с каждым ходом. Борьба шла упорно, ведь возможность одолеть международного гроссмейстера, пусть и вслепую, не так часто подворачивается.
— Доска один, ферзь на f4, — уверенно ходит Роман.
— Слон на f4, — рубит Ковалев.
— Доска два, пешка на d5, — тут же говорит Клочко.
— Конь на d6, — отвечает гроссмейстер.
Не всегда соперники Владислава ходили по очереди, порою ходы они делали одновременно, но и это ничуть не сбивало профессионала.
Через 20 минут Аширов сдался, осознав безысходность своей позиции. Eлизавета боролась дольше, но и она была повержена.
— Держать в голове две доски — это не так уж сложно, мы постоянно это практикуем, — гордо говорит гроссмейстер. — Часто приходится в голове прорабатывать несколько позиций, несколько тактик, представляя множество полей. Существует мировой рекорд игры вслепую, мой знакомый Тимур Гареев играл на 48 досках и выиграл в 80 процентах случаев. Александр Алехин, русский чемпион мира, еще в XX веке играл на 32 досках. Сам я это нечасто практикую, но опыт приятный, Eлизавета очень хорошо играла, с ней было интересно. Да и удивлять людей тоже здорово.
И зрители действительно были поражены. После игры подходили к Владиславу, пытаясь узнать, как же он это делает. В голове не укладывалось, как человеческая память может удерживать столько ходов и позиций. Но в ответ они получали лишь одно: «Опыт, а с ним все придет». А поверженный чемпионом Руслан Басимов даже попросил Ковалева расписаться на его шахматной доске, веря, что в будущем и он сможет так же с легкостью обыгрывать всех даже с закрытыми глазами.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Руслан Басимов и