60 километров в час на тротуаре
Кто или что может маневрировать между пешеходами на такой скорости? Электросамокат! Кажется, скоро они захватят город.
Валерий Прокопьев, руководитель пресс-службы Wildberries, рассказал, что этим летом в Тюменской области спрос на этот транспорт вырос в 21 раз по сравнению с прошлым годом. А сервисы проката электросамокатов процветают. На каждой улице хочешь не хочешь, а увидишь хотя бы одного водителя. Ну а почему бы и нет? Транспорт быстрый, удобный, не загрязняет окружающую среду.
Но, с другой стороны, страшновато, когда махина мощностью 600 ватт и с человеком наверху мчит на высокой скорости по узенькому тротуару. Да и постоянно приходится оглядываться, чтобы опасность не подкралась со спины.
В ГИБДД столкновения, где электросамокат сбивает пешехода, фиксируются, как и другие ДТП.
— В теплый период регулярно фиксируется около 10-15 происшествий в пешеходной зоне, — рассказывает Дарья Кушнарева, лейтенант полиции и старший инспектор отделения пропаганды безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по Тюмени. — Но в базу заносятся лишь происшествия, когда пострадавшему понадобилась скорая помощь. А реальную цифру столкновений назвать нельзя. Порою эту проблему люди решают между собой.
Правил, регулирующих движение на электросамокатах, у нас в России пока толком нет. Eще в 2019 году, когда транспорт только начал появляться, Минтранс предлагал ввести для электросамокатов обязательные номера и ограничение скорости до 20 километров в час, а также создать отдельную статью в ПДД и особые дорожные знаки. Предлагались и варианты с запретом электросамокатов в пешеходных зонах. Но документ так и застрял на доработках.
Проблема в идентификации транспорта. Одни юристы считают, что электросамокат мощностью 600 ватт — это уже мопед с электрическим двигателем, для управления которым нужны права. И если их нет, то водитель попадает под статью 12.7 КоАП РФ — вождение без прав. Но другие отмечают, что не все самокаты имеют такую мощность. И если всех самокатчиков будут останавливать инспекторы, как они будут ее определять? Да и по закону самокат, пусть даже электрический, пока приравнен к пешеходу. В общем, сплошной клубок парадоксов.
До сих пор много говорят, чтобы отнести электросамокаты к средствам индивидуальной мобильности, в этот список также могут войти ролики, скейтборды, гироскутеры, сегвеи и моноколеса.
Хотя в некоторых странах с этим справляются успешнее. Например, в Польше на электросамокате нельзя обгонять пешеходов, а в Австрии и Италии на тротуар нельзя заезжать вовсе.
Но у нас пока техника опережает законодательство, и никто толком не знает, что делать с водителями нового вида транспорта. Хотя в Москве уже ввели ограничения по скорости для электросамокатов в некоторых зонах — это парки Горького, ВДНХ, Сокольники, а также улицы Театральный проезд и Большая Лубянка. В тюменском ГИБДД все ограничения на электротранспорт пока остаются на уровне предложений и предположений.
ФОТО ПАВЛА МОРГУНА
***
фото: