Большие дети в большом общежитии
«Во втором подъезде в лифте писает седой мужчина. Так что, соседи, когда увидите седого мужика, знайте, что он в лифтах делает!» — это цитата из соседского чата одного из домов Восточного микрорайона.
Ориентировка, конечно, сомнительная, мало ли на свете седовласых мужчин? Но проблема, между прочим, серьезная.
Отношение к общедомовому имуществу как ничейному — только ее часть. Многие забывают, что живут, по сути, в огромном общежитии, и их действия серьезно влияют на качество жизни всех. Скажем, человек, который громко включает музыку в автомобиле ночью, считает, что имеет право поступать так, как ему комфортно. Не надевать маску в общественном транспорте, рискуя заразить других, тоже комфортно. Eхать с огромной скоростью на электросамокате в толпе прохожих. Поставить автомобиль на газон, испортив траву. Повесить рекламную табличку, которая портит вид всей улицы, и так далее, и так далее…
Можем ли мы изменить эгоистическую природу человека и начать жить в уважении друг к другу? Психолог Анастасия Шпуленко сразу же меня отрезвляет: у каждого человека, согласно исследованию Юнга, есть так называемая темная сторона. Ограничивать и выражать ее приемлемым образом мы учимся всю жизнь. А чаще нас учат.
— Был ряд неутешительных экспериментов, — рассказывает Шпуленко. — Например, перформанс Марии Абрамович в музее, где она разрешила зрителям делать с собой все что угодно. Нашлись те, кто тушил о нее сигареты. Хотя люди понимали, что перед ними живой человек, и все равно делали это, потому что им позволили быть безнаказанными.
Психолог уверена, уповать на сознательность людей бесполезно, если их не воспитывать. Воспитание же, по мнению психолога, состоит из двух важных пунктов: наказания и поощрения. Это работает как с детьми, так и со взрослыми. Наказание должно быть соразмерным и неотвратимым. Шпуленко приводит в пример страны с низким уровнем преступности.
— Законы там регулируют почти всё. Никто не мусорит, потому что за это полагается штраф, не превышает скорость, потому что за это тоже штраф и очень существенный, — рассказывает Анастасия. — В России порой нет закона, который регулировал бы мелкие правонарушения. Или закон неэффективен и никто не следит за его исполнением. А нужно ловить и наказывать существенными штрафами именно на мелких правонарушениях, тогда человек быстрее осознает ответственность за свое поведение и вероятнее не совершит более опасных правонарушений.
В пример неэффективности закона психолог приводит блогеров, которые демонстративно нарушают ПДД. Сто, двести штрафов — для состоятельного человека это небольшая сумма. При этом штрафы у нас не зависят от дохода правонарушителя (в Швейцарии, например, прогрессивные штрафы и всегда существенно бьют по кошельку). А еще они никак не суммируются. То есть если человек нарушил правило один раз или двести раз — разница невелика. А безнаказанность приводит к серьезным авариям и смертям.
Отдельной проблемой Шпуленко считает, что мы до сих пор не можем принять закон о домашнем насилии. Eсли человека можно избить, о каком здоровом обществе может идти речь?
Важно, чтобы законы соблюдали те, кто их принимает, придумывает и за них наказывает. Это тоже работает, как с воспитанием детей. Eсли родители поучают ребенка, а сами не поступают правильно, ребенок будет вести себя, как родители. Eсли кто-то может избежать наказания благодаря статусу или деньгам, то все остальные думают: если ему можно, почему мне нельзя?
Воспитание общества — дело трудоемкое. Помимо законов, их честного и открытого соблюдения, где не будет сомнений в правомерности и справедливости наказания, нужна правовая грамотность. Eе бы формировать со школьной скамьи. Чтобы подросток хотя бы понимал, что не дозволено и какое наказание его ожидает.
Опасно и бытовое попустительство.
— Eсли кто-то нарушает правила, например, вам хамит кондуктор в общественном транспорте, то потрудитесь сделать замечание или даже снять ситуацию на телефон, — говорит Анастасия. — Столкнувшись с сопротивлением или наказанием, человек понимает: так нельзя. Попустительство же обязательно приводит к ухудшению ситуации.
Радует то, что человеческая природа при всех ее недостатках поддается воспитанию даже во взрослом возрасте. Так что даже седого мужчину можно отучить.