К правам через тернии
По статистике областного УГИБДД, только восемь процентов кандидатов в водители сдают экзамен с первого раза. В прошлом году этот показатель был в три раза выше.
Андрей Миллер, исполняющий обязанности начальника УГИБДД по Тюменской области, рассказал о планах проверки в автошколах.
– Значительная часть аварий как раз происходит по вине неопытных водителей, да и такой низкий процент заставляет задуматься о качестве образования, – считает Миллер. – В некоторых автошколах вовсе три-пять процентов учеников сдают с первого раза. Может быть, преподаватели уже не справляются со своими обязанностями?
А может, дело в том, что начинающие водители, как и преподаватели, еще не адаптировались к новому формату сдачи экзамена? Напомню, что с 1 апреля новички должны сдать только два экзамена: теорию и вождение по городу. Ездить по автодрому им теперь не нужно, все его элементы (разворот в ограниченном пространстве, въезд в гараж, параллельная парковка и движение на подъеме) проверяются в городских условиях.
– Раньше, когда еще был автодром, сдавать экзамен было проще даже психологически, – считает Илья Сметанин, инструктор по вождению автошколы «Формула». – Сдал автодром – и уже чувствуешь себя увереннее за счет того, что понимаешь, что владеешь всеми базовыми навыками. Я согласен: чем строже экзамен, тем безопаснее будет на дорогах, поэтому претензий к новым правилам не имею. Но считаю, что низкий процент связан с отсутствием былого деления на этапы и стрессом, ведь сейчас справа от экзаменующегося сижу не я, с которым ученик уже привык ездить, а строгий инспектор ГИБДД.
Хотя с инструктором не согласны ученики городских автошкол.
– Так как экзамен стал сложнее, тех часов, что даются в автошколе для отработки навыков в городе, попросту не хватает, поэтому приходится обращаться за помощью к сторонним инструкторам или доплачивать за дополнительные часы. Да, стресс тоже играет роль, но автошкола должна готовить и к этому тоже, – считает Алла Кукова, недавно сдавшая на права со второй попытки. – В первый раз я сдавала уже по новым правилам и просто переволновалась – руки тряслись, и инспектор сильно давил на меня. А потом я взяла дополнительные занятия и стала чувствовать себя увереннее, да и гибэдэдэшник, что попался мне во второй раз, поддерживал и даже дал мне «пять», когда я сдала экзамен без единой ошибки. Мне кажется, если обязать автошколы выделить больше часов на вождение, то процент сдающих с первого раза сразу подскочит.
А психолог Александра Ким вовсе считает, что проблема в современном инфантилизме.
– Заметно, что народ стал менее ответственным. Поэтому к экзамену на права подходят как к чему-то легкому и не требующему усилий. Мол, чего сложного: руль да педали, все сдадут, и мы сдали, – говорит психолог. – Раньше к любому экзамену люди подходили серьезнее, а тут надеются, что повезет с инспектором, маршрутом или еще чем. И этот же инфантилизм заставляет после провала винить в нем всех вокруг, кроме себя. Я считаю, что если человек чувствует себя за рулем уверенно, готов к любой дорожной ситуации, то он получит свои права. В конце концов, только такие люди ведь и должны ездить по дорогам, да?