К апокалипсису готовы
Eсли вы смотрели фильмы про зомби-апокалипсис, то наверняка помните, как выглядят в них автомобили. Чтобы защищаться от зомби, вместо стекол на машинах защитная сетка, кузов и подвеска усилены, ведь машинам приходится ездить по апокалипсическому бездорожью… В общем, все как в автокроссе.
Кубок России по автокроссу состоялся в прошлые выходные в Антипино на автодроме спортшколы «Старт XXI век», построенном по всем требованиям соревнований такого уровня. Тюмень четыре года добивалась возможности пригласить лучших пилотов со всей России, а в последний момент соревнования оказались под угрозой из-за эпидемиологической ситуации. Автокросс успел проскользнуть в узкое временное окошко до того, как крупные мероприятия отменили.
Стоило ли оно того? С точки зрения зрелищности — определенно. Трасса автокросса выглядит невероятно сложной и… грязной. Это открытый грунт. Сами машины действительно сконструированы будто на случай апокалипсиса — с железной сеткой вместо стекол. Но, конечно, не от зомби. Дело в том, что ездить приходиться по грязи. Для удобства из автомобиля убрано буквально все, даже обшивка салона. Корпус машины укреплен.
После гонки забрызганными грязью оказываются и пилот (на нем защитный шлем и негорючий комбинезон), и руль, и салон. К слову, приезжие спортсмены отметили особенные качества нашей грязи — она липкая! А на случай, если пилот не сможет видеть трассу из-за летящей в лицо грязи, ему подскажет путь голос тренера в наушнике.
На старте автомобили (отечественные, заднеприводные) встают в шахматном порядке. Обычно — три впереди, две за ними и так далее. Правила строгие, нельзя перекрывать движение сопернику, не давая ему обогнать себя.
Это считается грубейшим нарушением. Нельзя пихать соперника, контактировать с ним. Пилот может выбрать любую удобную траекторию, но нельзя ее постоянно менять (то есть вилять по трассе). Тут многое решает опыт. Ведь опытный водитель всегда выбирает лучшую траекторию, такую, которая забирает у соперников возможность легко его обогнать. Впрочем, на трассу не меньше власти и у случая.
Белая раллийная «лада» Владимира Гороховцева уверенно идет впереди, пока будто бы не спотыкается на ровном месте, подлетает и переворачивается в воздухе. У зрителей замирает сердце — на трассе трюк достойный фильма «Форсаж», только в реальности. Машина Гороховцева после кульбита ловко встает на колеса. Все ждут — вдруг она продолжит движение? Но, увы, над трассой поднимается желтый флаг. Это знак того, что пилот выбывает из гонки.
Желтые флаги взвеваются над трассой снова и снова. В некоторых заездах около половины участников не добирались до финиша. Тюменец Андрей Руцинский выбывает в первом круге — подвела техника. Он не называет это поражением, скорее неудачей. Впрочем, у тюменца еще будут шансы отыграться и стать победителем. Ведь и история чемпиона и нынешнего обладателя Кубка России полна подобных ситуаций…
Чемпион Максим Зырянов из Ирбита в 2019 году на соревнованиях в Упорово в первый день всюду шел победителем. Первый день автокросса является тренировочным: спортсмены изучают трассу, вырабатывают стратегию. Второй день в Упорово — Зырянов снова везде первый. Пока в самом финале в двигателе не оторвало клапан и не пробило поршень. «Труды улетели в никуда», — с сожалением скажет тогда Зырянов. В 2020-м в Первоуральске Зырянов опять шел уверенно впереди всех, но попал в канаву. В том же году на Кубке России он не сможет обогнать соперника, займет второе место. Но упорство принесло результат: в этом году долгожданный кубок у Максима в руках. Заслуженно.
Кубки в своих номинациях увезли еще два победителя — екатеринбуржец Виталий Тюрин (для пилота это не первый выигранный Кубок России) и омич Сергей Скутельский.
Соревнования по автокроссу проходят почти круглый год. В этом сезоне состоялся завершающий этап. Следующий стартует весной. Вот тогда-то у тюменских пилотов появится шанс снова проявить себя.
***
фото: Максим Зырянов с кубком; машины участников автокросса.