О’кей, бумер. О’кей, зумер
Раскол между нынешним старшим поколением и младшим, по мнению социологов, колоссален. А в нашей стране он дополнительно обострен, ведь на нас сказался не только технологический прогресс – мы пережили смену политического и экономического режимов.
Наши бумеры (поколение шестидесятых) родились и сформировались в Советском Союзе – со всеми его плюсами и минусами. А наши зумеры – это поколение интернета. Они гораздо больше похожи на сверстников из других стран, чем на собственных дедушек и бабушек. Впрочем, стоит помнить, что теория поколений довольно условна. Социологи берут в расчет некое большинство. А люди индивидуальны, и зумеры порой по своим ценностям не отличаются от семидесятилетних, потому что их так воспитали. А сами семидесятилетние, случается, говорят на одном языке с молодежью, потому что так решили.
Тем не менее глобальный конфликт проявляет себя в социально-политическом противостоянии. Возможно, вы видели фрагмент заседания парламента Новой Зеландии, где 25-летняя девушка отвечает фразой «О’кей, бумер» на замечание депутата о своем возрасте и невозмутимо продолжает читать свою речь об изменении климата дальше. Фраза «О’кей, бумер» после этого стала крайне популярной. Когда режиссер Константин Богомолов опубликовал статью о западных ценностях и их минусах, ему ответили публикацией открытого письма, содержащей всего два слова: «О’кей, бумер». Под фразой подписались сотни людей.
Бумеры отвечают зумерам той же неприязнью. Старшее поколение убеждено, что молодежь нужно перевоспитать. В школах для этого даже придумали отдельную должность. То и дело звучат предложения и аргументы увеличить «возраст детства» и ограничить молодежь в гражданских правах как можно дольше. Оспаривается право молодых людей, например, участвовать в политических движениях или протестах. Якобы молодые люди не понимают, что творят и о чем говорят.
Взаимная неприязнь объяснена разными взглядами на мир. Бумеры выросли в эпоху холодной войны, мыслить в рамках противостояния им свойственно. Молодые люди выросли в интернете, где постоянно взаимодействуют с контентом и людьми со всего света. Для них мир скорее дружелюбен или нейтрален, чем враждебен. Советский режим наложил отпечаток на тех, кто прожил в нем достаточно долго. Социологи считают, что вольно или невольно, но многие советские люди считают естественным что то, что ты говоришь публично и что ты думаешь на самом деле, может отличаться. Зумеры же предпочитают публичную искренность, постоянно делятся мыслями, переживаниями и личной жизнью с неограниченной аудиторией.
Сказывается и то, что выросла продолжительность жизни. Ведь конфликт поколений не нов. Просто решался он гораздо прозаичнее: одно поколение естественным образом сменяло другое. А теперь нам нужно научиться уживаться.
Как же решить этот конфликт? Политолог Екатерина Шульман считает, что это может произойти само собой, стоит только бумерам и зумерам послушать друг друга внимательно. Люди старшего поколения являются технопессимистами, они не очень доверяют технологическому прогрессу. Как ни странно, но зумеры в некотором роде разделяют эти взгляды, просто по своим причинам. Они все чаще высказываются о вреде технологий для экологии, а еще опасаются за свою приватность. Младшее и старшее поколения еще и довольно консервативны по сравнению с поколением сорока-пятидесяти летних. Если внимательно почитать, о чем спорит молодежь в социальных сетях, то станет понятно: молодые люди выступают за скромность нравов (на современном языке это протест против сексуализации женщин), они настороженно относятся к прогрессу, а некоторые и вовсе мечтают уйти в поля, где будут вести экологичный образ жизни. В общем, вполне вероятно, приближающиеся перемены не противоречат глубинным взглядам хранителей старины, просто модернизируют их.
Одно ясно: чтобы научиться уживаться, необходимо поступиться убежденностью, что вы и только вы знаете, как правильно жить. Компромисс по отношению к людям другого возраста (младше или старше вас) станет залогом мирного сосуществования.