Портрет с историей
Художница из Санкт-Петербурга Ирина Игнатьева подарила тюменскому музейному комплексу портрет Словцова.
Под псевдонимом Avetangi художницу знают далеко за пределами Санкт-Петербурга: она участвовала в шестидесяти международных выставках, в том числе в США, Израиле, Франции, Германии. Идея портрета Словцова возникла у нее весной прошлого года при подготовке авторской выставки «Метафизика петербургского портрета». Ирина искала образы, которые помогли бы по-новому взглянуть на историю становления культурного пространства города через личности великих петербуржцев от Серебряного века и до современности.
Друг художницы Юрий Дерюжов, который в это время вместе с инициативной группой занимался восстановлением надгробия на могиле Словцова, похороненного на Никольском кладбище Санкт-Петербурга, предложил создать портрет Ивана Яковлевича.
– Ирина изначально решила выполнить работу не в живописном варианте, а в графике, – рассказывает Юрий Матвеевич. – И выбрала ретушь, которая имитирует старинный портрет.
Параллельно инициативная группа продолжала продвигать проект по воссозданию скульптурной композиции, установленной на месте захоронения Словцова. Восстановить надгробие было мечтой почетного гражданина Тюмени, первого директора музея истории науки и техники Зауралья Тюменского индустриального университета, профессора Виктора Копылова. Копылов называл себя историографом Словцова. Его книга «Окрик памяти» вдохновила экскурсовода Марину Былину приехать в Санкт-Петербург и найти захоронение Ивана Словцова и его жены. Ее потрясло, что надгробие находилось в ужасном состоянии, было разрушено почти до основания. Марина Степановна решила, что памятник нельзя оставлять в таком виде, и основала инициативную группу.
– Когда было принято решение о восстановлении памятника, я подключился как волонтер, – рассказывает Юрий Дерюжов. – Живу в Санкт-Петербурге, часто бываю у Александро-Невской лавры, мне было проще заниматься этой задачей с технической точки зрения.
Инициативная группа, в которую входили тюменцы, петербуржцы и москвичи, работала с архивными документами, создавала эскизы, разрабатывала проект, делала расчеты. В поисках финансирования им помогал Благотворительный фонд развития Тюмени. Много времени и сил ушло на согласование необходимых разрешительных документов в Санкт-Петербурге, поскольку Никольское кладбище является объектом культурного наследия. Самим пришлось закупать стройматериалы, заказывать гранит в Карелии. Первым делом отреставрировали фундамент памятника и стопку книг как часть его основания. Полностью реставрацию завершили только в этом году. Сейчас, по отзывам посетителей Никольского кладбища, надгробие на могиле Словцова – одно из самых запоминающихся по композиции и художественному исполнению.
– Миссия по восстановлению памятника, которую взяла на себя инициативная группа, всех нас объединила, – сказала Галина Коршакевич, директор музея имени Словцова. – Мы вместе продолжаем традиции меценатства, которые были заложены в прежние времена, вместе создаем новые.
Картина петербуржской художницы – первый подарок ко дню рождения Словцова, который празднуется 11 ноября. Автор серьезно подошла к написанию портрета, провела множество исследований. Она изобразила его в тот период, когда он жил и работал в Тюмени. Когда произошло становление Александровского реального училища, когда были проведены археологические раскопки, найден знаменитый мамонт Иваныч, создан краеведческий музей. Портрет Словцова будет храниться в основных фондах музея в разделе графики, – говорит Галина Коршакевич, – и будет показан посетителям в ноябре на дне рождения музея.