Как создавали Великий шелковый путь
Экскурсии на промышленные предприятия — одна из перспективных форм развития туризма.
Идея показать и рассказать, как рождаются тепло и электричество, как очищается вода, как выплавляется сталь, как выпекают хлеб и делают конфеты, не нова. Винные туры, посещение сыро- и пивоварен — такие предложения есть практически в любом государстве, которое уделяет внимание развитию туристического сектора.
Но в нашей стране это практиковалось лишь периодически и в основном в форме школьной профориентации. Или приема высоких делегаций по поводу трудовых достижений. Все мероприятия скорее затратные, а ведь туризм должен наполнять казну!
Стандартный набор «обзорная экскурсия по городу, музеи, храмы, торговые центры и архитектурные достопримечательности» уже не удовлетворяет туристов. Зато самая простенькая экскурсия в действующий цех приносит больше драйва — особенно если на ней разрешают еще и что-нибудь вылепить или нажать на кнопку.
В Великобритании туристы толпами ходят на завод, где собирают Bentley. Посещают сырные деревни, где делают чеддер. В Германии можно купить тур на Airbus, пройти по «шоколадному пути» на фабрике, производящей Ritter Sport, увидеть вблизи сборочные линии «Порше», «Ауди», «Мерседес-Бенц», «Фольксваген», BMW. В Дании детям наверняка понравится посещение фабрики «Лего». Выбор есть.
В России большинство промышленных предприятий до сих пор закрыты для посторонних. Конечно, на любом производстве требуется соблюдать меры безопасности, поэтому водить экскурсии — дело хлопотное, ответственное, но может стать и вполне прибыльным. Первыми это поняли частные предприниматели.
К тому же раскрутка бренда компании через экскурсии — способ привлечения покупателя, может, даже более действенный, чем прямая реклама. Современный потребитель стал разборчив. Eму важно не только видеть на обертке состав продукта, но и понимать, в каких условиях его производят. В этих случаях работает схема «пришел — увидел — остался довольным — приобрел».
До пандемии экскурсии на объекты теплоэнергетики ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 устраивала компания «Фортум». Хотя широко их не рекламировали, все-таки это предприятия с высоким производственным риском.
В СУЭНКО тоже приветствуют идею промышленного туризма, разрабатывают экскурсии и уже открыли музей, где рассказывают о развитии электроэнергетики в регионе.
В «Тюмень водоканале» продвинулись еще дальше: здесь уже готов экскурсионный проект для школьников «Путешествие капельки», который рассказывает, как вода поступает в наш дом и куда утекает. Проект связан с посещением водозабора и очистных сооружений, удостоен специального диплома всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства». В «Тюмень водоканале» предложили тиражировать этот проект во всех городах России.
Некоторые туристические агентства уже включают в список предложений туры на нефтегазовые месторождения и отмечают, что спрос есть. И вообще, уверены эксперты, популярность промышленного туризма будет только расти, и те промышленные предприятия, которые смогут раньше в этот тренд вписаться, получат большие дивиденды.
***
фото: Гости экскурсии в «Росводоканале».