Последние вздохи беспорядка
В кармане у модного дома «Корона» машины стоят в два ряда, перекрывая друг друга, а один из автомобилей вовсе на тротуаре. Но 29 ноября этому хаосу должен прийти конец.
Напомню, что с понедельника парковки в квадрате улиц Челюскинцев, Герцена, Профсоюзной и Советской станут платными. Это примерно шестьдесят карманов на 1026 мест.
Вчера мы с представителями администрации города и организаций, приложивших руку к созданию платного парковочного пространства, прогулялись по этому участку, чтобы оценить ситуацию и подробно поговорить о необходимости мер.
Встретились мы на парковке у остановки «Администрация города Тюмени».
— Эту парковочную зону пять лет назад перевели в платный режим. Думаю, вы помните, какой беспорядок здесь был раньше. Не секрет, что ГИБДД приезжала сюда каждый день, было много проблем с въездом, — рассказал Eвгений Ташланов, заместитель директора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта. — И посмотрите, что мы наблюдаем сейчас. Больше половины мест занято, причем упорядочено, и есть свободные места, любой желающий может их занять.
Eвгений Сергеевич также отметил, что эта парковка в городе самая дорогая, час обходится водителю в 45 рублей. Но такая цена как раз позволяет сбалансировать спрос и предложение, тем самым обеспечивая наличие свободных мест.
Далее нас провели к «Короне». Первый ряд машин занял места еще с самого утра, о чем говорит слой снега, скопившийся на автомобилях. Другие же вынуждены вставать вторым рядом, включая аварийку. А с противоположной стороны дороги ведется уборка снега, поэтому из трех полос улицы Ленина работает только одна. Места, занятые вторым рядом автомобилей, снегоуборочная техника привести в порядок не может, поэтому они остаются грязными.
— Пропускная способность улицы падает в три раза, да и о чистоте речи быть не может. Хаотичная парковка негативно влияет и на безопасность, а потому здесь часто происходят столкновения, ведь выехать с парковки — задача непростая, — сетует Алексей Санник, директор МКУ «Тюменьгортранс», выступившего оператором единого парковочного пространства в деловом центре города. — Eсли здесь сейчас кто-то захочет припарковаться, то третьим рядом встать уже не сможет, и водителю придется кружить по улицам, тем самым увеличивая «блуждающий трафик». А ведь на платной парковке свободные места есть всегда.
Многие водители интересуются: почему бы не вводить платные парковки постепенно? Алексей Олегович объяснил, что если бы в квадрате улиц одна парковка была платной, а другая — нет, то последняя была бы переполнена, там бы вставали не в два ряда, а может, даже в четыре. Поэтому в этом вопросе необходим системный подход.
— Мы совместно с ТИУ проанализировали парковочное пространство города и выяснили, что чаще всего на бесплатной парковке одна машина занимает место на весь день, а оборачиваемость одного платного места равняется трем с половиной автомобилям в день, — продолжил Алексей Санник. — Тем самым введение платных парковок оживляет деловую активность, поддерживает торговлю в деловом центре.
Кандидат технических наук, доцент ТИУ и главный разработчик платного парковочного пространства Алексей Осипенко объяснил, что решение о введении платных парковок было принято не с целью пополнения городской казны, а чтобы упорядочить движение в центре города.
— Мы хотели предусмотреть и учесть мнения и интересы всех: и пешеходов, и автомобилистов, и тех, кто пользуется общественным транспортом. Продумывали множество вариантов, изучали опыт других стран. Также рассматривали вариант с ограничением въезда на личных автомобилях по четным и нечетным дням по принципу цифр на номерном знаке. Но приняли решение, что наиболее эффективным и наиболее мягким средством управления порядком будет введение платы за парковку. И контролировать этот порядок поможет то, что цена за парковку не фиксированная, а меняется в зависимости от спроса. И необходимо установить такую плату, чтобы семьдесят процентов мест были заняты, и всегда была бы возможность припарковаться. Eсли спрос на парковку высокий — цена будет расти, если низкий, то может упасть вплоть до нуля, но при этом парковка также будет функционировать в рамках единого парковочного пространства.
Автовладельцы возмущаются, мол, они и так платят транспортный налог, а тут появляются дополнительные расходы. Осипенко объяснил, что в налог входит пользование всей городской инфраструктурой, парковками, но все же уплата транспортного налога не гарантирует свободного места на стоянке, а на платных, согласно расчетам, свободное место будет всегда.
А чтобы водители знали, что парковка платная, рядом с каждым карманом установлен соответствующий знак — буква «Р» с монетками. Под этим знаком второй — с двумя молоточками, сообщающий, что парковка работает в платном режиме только в рабочие дни, а на третьем знаке указано время, в которое за стоянку придется платить.
Дополнительно установят 32 знака «Вы въезжаете в зону платной парковки» и 11 растяжек с аналогичным текстом. Все это делается для того, чтобы максимально проинформировать водителей и чтобы не поступало жалоб в стиле «а я не знал, а я не видел, платить не буду».
Далее мы прошли по улице Челюскинцев и заглянули на улицу Урицкого, куда чуть ли не каждый день приезжает эвакуатор. И часто не для того, чтобы наказать тех, кто неправильно припарковался, а чтобы спасти машину, которую загородили другие. Контроля здесь пока нет никакого. Зато на платных парковках он будет проводиться регулярно.
После введения платы за парковку по квадрату улиц будут курсировать три автомобиля, маршрут которых построен так, что каждые 15 минут они будут проезжать мимо парковочного места. Первые две недели водителей не будут штрафовать ежедневно, а лишь информировать об условиях оплаты парковки и дадут эти две недели для оплаты. Позже штрафы за неуплату будут приходить ежедневно, если до 23.59 место не будет оплачено. Заплатить можно также через мобильное приложение и на портале «Тюменские парковки». Сделать это можно указав время и место стоянки — как до остановки, так и после.
Мы как раз подошли к паркомату у парковочного кармана рядом с домом N 55 на улице Герцена. На этой парковке машины стояли упорядоченно, и несколько мест было свободно.
Алексей Санник рассказал нам, как паркомат работает. На оплату парковки в автомате дается всего 15 минут, опоздания не допускаются. Поэтому все-таки удобнее пользоваться порталом и приложением.
Член союза автотранспортников Тюмени Eвгений Семеняко, прогулявшись по квадрату будущей платной зоны, согласился, что платные парковки в деловом центре необходимы.
— Проект этот очень нужный! Я думаю, что в ближайшие три месяца тюменцы почувствуют правильность решения, — считает Eвгений Станиславович. — Мы увидим, что можно свободно подъехать к банку, к кофейне, не мучаясь поиском места. Мы увидим, как изменится трафик и уменьшится количество пробок. Eдинственный минус -сила нашей привычки. Это наше нежелание пользоваться общественным транспортом. Я считаю, что деньги — необходимый фактор, который заставит нас более ответственно относиться к движению и парковке в городе.
***
фото: Евгений Ташланов.