«Мне отмщение, и аз воздам»
Мартин Эмис. Зона интересов. Фантом-пресс, 2016.
Нацисты ели, пили, ходили на двух ногах. Они что-то чувствовали — например, влечение к противоположному полу. Конечно, пока не напивались в стельку, а когда напивались, их мутило. Хотя и это нормальная реакция человеческого организма.
Мартин Эмис описывает быт руководства концлагеря Аушвиц в 19421943 годах. Думаю, про Аушвиц-Освенцим все наслышаны: за годы войны там уничтожено больше миллиона человек. В основном евреев и в основном в газовой камере, но многие умерли также от пыток, непосильной работы и медицинских экспериментов. В романе все это есть, но как бы речь не об этом.
Так уж вышло, партия сказала надо. И комендант концлагеря Пауль Долль (его прототипом стал настоящий комендант Освенцима Рудольф Хёсс) поставленную задачу пытается решить. Он много пьет, пытаясь перебить вездесущую вонь, а в перерывах старается быть хорошим (хорошим комендантом концлагеря). Возникает много технических вопросов, требующих знания физики, химии и точного расчета. Например, как заставить гореть человеческие тела, много тел? По иронии судьбы инженерным гением оказывается зондеркоманденфюрер Шмуль. В зондеркоманды часто набирали евреев, на такой работе они быстро сгорали, взамен набирали новых. Шмуль оказался долгожителем. Но нам-то ясно, что он давно умер, просто пока не физически.
Я должна избежать ужасных подробностей, у нас газета 16+.
На жутком фоне ежедневного массового умерщвления людей разгорается роман между женой коменданта и молодым офицером СС Ангелюсом Томсеном, якобы племянником Бормана (говорят, на самом деле не было у Бормана такого племянника, писатель его выдумал — ну, его право, произведение все-таки литературное). Гело Томсен хоть и красавчик, но не тупой. Он даже склонен к рефлексии, его порой одолевают сомнения в правильности военной доктрины фюрера. Ну то есть он нацист, но такой лайтовый, говоря современным языком. Эти двое влюбленных никого не убивают, они просто свидетели. Но масштаб преступления таков, что возмездие накрывает и свидетелей.
Автор (произведение все-таки художественное) позволяет героям понести наказание. И это так милосердно с его стороны.
***
фото: