Пришла беда, затворяй ворота
Фредрик Бакман. Медвежий угол. Синдбад, 2019.
Нам всегда кажется, что мы сможем взвесить все «за» и «против» и принять справедливое решение. Насилие нужно пресекать, насильник должен получить наказание. Однако нельзя сказать наверняка, будут ли люди настолько же справедливы, если на кону их собственное благополучие.
Фредрик Бакман рассказывает историю крохотного шведского городка. О какой развивающейся экономике или культурной жизни может идти речь, когда почти круглый год зима, вокруг — глухой лес, и даже правительство, кажется, уже поставило на городе крест? Eдинственное, что заставляет его жителей не терять надежды — это хоккей, он буквально заменил здесь религию. Eсли страна узнает о талантливых хоккеистах Бьорнстада, то, возможно, власти наконец обратят внимание и на сам город, подтянутся и инвесторы. Надежды горожан растут по мере того, как юниорская команда достигает все больших и больших успехов. До тех пор, пока восходящую звезду, любимчика публики и капитана этой команды не обвинят в изнасиловании. И в бьорнстадском обществе происходит раскол.
Удивительно, как взрослые люди осознанно делают свой выбор не в пользу жертвы. Будучи родителями и зная, что на ее месте мог оказаться их собственный ребенок, они кричат о поломанной судьбе — но не девочки, а парня, а вместе с тем и команды, и всего города. Даже несмотря на то, будет ли преступник в конечном счете наказан или нет, куда более страшному наказанию подвергается жертва — это всеобщее порицание, чудовищный виктимблейминг. Как будто именно она совершила проступок, оказавшись не в том месте не в то время, а потом… не смогла, что ли, промолчать?
Автор описывает один-единственный случай, произошедший где-то далеко от нас, на краю земли, однако в то же время дает нам понять: это происходит повсюду и постоянно. Мы уверены, что знаем, как правильно, пока это «правильно» не становится решающим лично для нас. Вот что пытается донести до нас писатель в «Медвежьем углу» — насколько тяжело, но важно собраться с силами и взглянуть на себя в зеркало. Ведь мы сами строим эту систему, в которой всеобщий герой начинает думать, что мир принадлежит ему.
***
фото: