Три зимы в Емуртле
В арт-салоне «На Никольской» открылась выставка художников, которых с нашей областью связывает особая история, а потому и отношение к нам особенное…
В ноябре 1941 года в Омскую область было эвакуировано 155 детей художников из блокадного Ленинграда. Их разместили в селе Eмуртла Упоровского района. После снятия блокады в 1944 году они вернулись домой. Многие связали свою жизнь с живописью, а некоторые стали известными творцами.
Выставка «Согретые Сибирью. Память прошлого» представляет работы этих художников. Многие из них до сих пор вспоминают Eмуртлу. И несмотря на трагедию, которая привела их сюда, воспоминания их теплые. Как часто бывает, когда мы возвращаемся мыслями в свое детство.
Забраться на воздушный шар
Навестить петербургских художников, когда-то согретых Сибирью, отправилась Наталья Сезева, доктор искусствоведения, член Союза художников России. Именно ей предстояло уговорить художников показать картины в Тюмени. Сейчас им всем под девяносто или за девяносто, они признанные и именитые.
Один из тех, кого согревала в военные зимы Eмуртла, — Валерий Траугот, Заслуженный художник РФ, автор уникальных акварелей. Их представил на тюменской выставке его старший брат, художник Александр Траугот, с которым договаривалась Наталья Сезева. (Валерий Траугот скончался в октябре 2009 года).
— Александр Траугот импозантен. Он живет на две страны (часть его жизни постоянно проходит в Париже) со своей женой-француженкой. Но предпочитает говорить, что живет на воздушном шаре, где имеет возможность общаться с самим Гогеном. Хотя любимые его собеседники на небесах — его семья. Отец и брат, с которыми они всегда работали вместе. И работы подписывали тремя инициалами: Г.А.В. Траугот. То есть — Георгий, Александр и Валерий…
Александр Георгиевич продолжает подписывать свои работы инициалами Г.А.В. — говорит, что связь их не прерывается. Вероятно, она продолжается всякий раз, как художник берется за кисть. Потому он работает до сих пор, каждый день.
На выставке представлены акварели «Мои любимые животные» кисти младшего из Трауготов, который шестилетним был привезен в Eмуртлу.
Акварели с животными кажутся легкими и воздушными, они написаны будто парой легких движений кистью, но в них поразительно точно подмечены грация и повадки животных.
Эти акварели 1950-х годов. Написаны они были почти сразу после возвращения в Ленинград. Семья жила тогда неподалеку от зоопарка, куда любил ходить юный художник.
С любовью к цвету
Следующий художник, к которому обратилась Наталья Сезева, Владимир Прошкин. Eго мать Виктория Белаковская была ученицей Петрова-Водкина. Всемирно известный художник ценил ее работы, отмечая уникальное умение играть с цветом. Сам Владимир Викторович тоже удостоился множества наград и признания, он Заслуженный художник Российской Федерации.
Картины и Виктории Белаковской, и Владимира Прошкина достались нам без боя.
— Владимир Викторович очень добродушный и щедрый человек, замечательный рассказчик, — говорит Наталья Сезева. — Eго мастерская плотно заставлена картинами, передвигаться там можно разве что боком. Я все внимательно рассматривала, просила у него: нам бы вот это хотелось взять. И вот это. И он не отказал.
Щедрость и добродушие Прошкина, возможно, объясняются и его памятью о годах, проведенных вместе с мамой в Eмуртле.
«Через три года, когда мы вернулись, я, оставшись один, влез на подоконник городской квартиры, посидел, посмотрел и ощутил какую-то первобытную тоску по утерянному — цветам, травам, запахам, просторам.» — написал в своих воспоминаниях художник.
Потому, возможно, его графические работы, запечатлевшие послевоенный, восстанавливающийся Ленинград, отдают чувством петербургской тоски. А вот картины с цветами и пейзажами, напротив, одаривают зрителя солнцем и светом.
Небо в подарок
Особенное место Eмуртла заняла в памяти еще одного художника выставки. Георгий Рашков говорит, что в сердце каждого человека есть точка на карте, которую никогда не забудешь и в которую хочется вернуться. Eмуртла для него стала этой самой особенной точкой, в которую он часто мысленно возвращается. Впрочем, главным героем его работ остается родной Санкт-Петербург.
Картины Рашкова умещают в себе небо и Неву. Между этими стихиями тонкой линией проходит город. И хотя его прослойка по сравнению с гигантским небом и его отражением в воде почти миниатюрна, каждый архитектурный элемент выполнен со всем вниманием и любовью.
Комментируя работы Рашкова, Валерий Траугот замечает, что в них есть определенная мистика. «Мир, увиденный художником в реальности, в воображении, во сне, переданный им с темпераментом и талантом, обогащенный философскими раздумьями, представляет, на мой взгляд, большой интерес. Главным героем этого раздела является Петербург… О нем писали поэты и писатели. Eго писали художники. У Рашкова свой Петербург. Это много», — считает художник.
Георгий Рашков сейчас в больнице, но он написал обращение к зрителям выставки. А еще сделал бесценный подарок Eмуртле. 16 работ, оригиналов, он подарил этому селу. «Буду рад, если это вызовет у емуртлинцев минуты заинтересованности и удовольствия», -скромно добавляет художник.
Наталья Сезева рада сообщить, что открытие постоянной экспозиции с картинами Рашкова в Eмуртле состоится в День снятия блокады Ленинграда — 27 января.
— Мы будем очень внимательно следить за судьбой картин, — говорит Сезева.
До конца декабря мы можем посетить эту уникальную выставку и познакомиться ближе с выдающимися петербургскими художниками. И с нашей собственной историей.
***
фото: Акварель Валерия Траугота;«В цветущем саду» Владимира Прошкина. Художник ушел из жизни совсем недавно — 15 ноября; картина из серии «Небо. Город. Доминанты» Георгия Рашкова.