Такси с перечеркнутым ухом
Агрегаторы такси берут на работу глухих водителей. Яндекс.Такси предупреждает клиента, и тот может отказаться. Но как показывают споры в социальных сетях, видят предупреждение не все.
Первый лагерь выступает за. Во-первых, это очень благородно — трудоустройство слабослышащих. Во-вторых, существует статистика, что такие водители водят более аккуратно. В-третьих, в машине у них тихо, что для многих пассажиров плюс.
Приверженцы «второго» лагеря горячатся: это опасно! И недопустимо, чтобы глухие водители работали в такси. «Нет, я не злая. Я водитель, — аргументирует Светлана Давыдова, — и я знаю, сколько лично для меня значат звуки на дороге. Звуки — часть моей картины мира. И я знаю кучу ситуаций, когда именно звуки помогают сориентироваться быстрее, чем картинка».
Также люди думают, что раз глухой водитель общается с помощью жестов, значит, он вынужден отрывать руки от руля. Не услышит, как выходят пассажиры, и поедет до того, как они выйдут из транспорта. Или ему будет невозможно объяснить дорогу.
…Об инклюзивной среде долгое время мало говорилось, а делалось еще меньше. Сейчас ситуация меняется, инвалиды получают все больше возможностей жить обычной жизнью. Что хорошо для государства в целом. Работающий инвалид — и налогоплательщик, и активный член гражданского общества.
По закону все хорошо: слабослышащие водители имеют право управлять транспортом. В постановлении правительства РФ «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» от 2014 года сказано, что управлять легковым автомобилем или мотоциклом можно даже без слухового аппарата. А транспортными средствами категорий C, CE, D, DE, Tm или Tb, подкатегории C1, D1, C1E или D1E — при условии компенсации слуха до разрешенного уровня с помощью индивидуальных средств реабилитации (то есть со слуховым аппаратом).
Более того, работа в такси — иногда единственная возможность для некоторых слабослышащих.
«Я глухой, я был таким не всегда, но случилось то, что случилось, ничего исправить нельзя, а мне всего 22. Пошел работать водителем, потому что это единственное место, куда готовы взять «неполноценного». Куда ни придешь -нос морщат и придумывают нелепые причины, чтобы не брать», -пишет анонимный комментатор.
В защиту глухих водителей выступают и профессионалы. «Я как сурдопереводчик могу смело заявить, что те глухие, с которыми я знаком, отлично водят автомобиль. Не надо пытаться перенести ситуацию на себя, у них отсутствует слух, однако другие органы обостряются. Так что вождение им хорошо дается», — считает Влад Пиджаков.
А мне, в свою очередь, предстоит проверить — стоит ли опасаться значка с перечеркнутым ухом в мобильном приложении по заказу такси? Водитель подъезжает вовремя и прямо к тому месту, где я его ожидаю. Нам предстоит длительная поездка, но мобильное приложение дает подробную карту, так что о том, как объяснить маршрут, я не волнуюсь. На обратной стороне переднего кресла висит пояснительная записка, где водитель здоровается, напоминает, что он глухой (видимо, на случай, если значок пассажир не заметил), а также просит, если поездка понравится, оставить о нем хороший отзыв. Как только я сажусь, водитель оборачивается ко мне и приветственно кивает. Я киваю в ответ. Eдем.
Поездка проходит отлично, водитель и не собирается отрывать рук от руля и довозит меня до места назначения быстро. Он останавливается и снова оборачивается ко мне. Мы опять киваем друг другу. Он внимательно смотрит, ждет, когда я выйду и захлопну дверь, и только потом трогается с места.
Таким образом, я убеждаюсь, что страхи в социальных сетях, как это часто бывает, неоправданны. Жалею только, что не догадалась написать водителю на телефоне: «Спасибо».