За рулем стыдно быть не должно*
Шоумены Артем и Константин Фирсовы познакомились с автомобилем в восемь лет — отец сажал их на колени и разрешал крутить баранку.
— Тогда мы с брательничком отдыхали в пионерском лагере. Обстановка в лагере печальная: интересных мероприятий нет, никто играть не хочет. Eще мама с папой приехали к концу родительского дня, и мы с Костяном обиделись, захотели домой, — вспоминает Артем Фирсов. — Чтобы поднять нам настроение, папа разрешил повертеть баранку своей «инвалидки» (отец Фирсовых попал в аварию за два года до рождения сыновей, в него въехал пьяный водитель —А.Б.). Машина мощно тарахтела! Мы с Костяном почувствовали себя настоящими гонщиками, ощущение драйва замотивировало остаться в лагере. Через несколько лет папа купил «запорожец», втроем гоняли по грязи и буксовали.
Когда повзрослели, друг Сережка Андреев предложил покататься на «москвиче-412». Он переключал рычаг передач, командовал: «Верни ногу на сцепление! Не отвлекайся от дороги! Держи руль уверенней!» Форсированный двигатель, разгон на первой передаче до 60 километров в час — восторг! Казалось, нажмешь на кнопочку, машина распустит крылья и взлетит.
Артем Фирсов купил первую «шестерку» небесно-голубого цвета в 25 лет. Водительского удостоверения у него еще не было.
— Несколько раз выезжал без прав. Как-то остановил сотрудник ГИБДД, потому что я ехал прямо с включенным поворотником. Инспектор подсказал, что так делать нельзя, узнал меня из телевизора и отпустил. Водительское удостоверение не попросил. Когда остановили во второй раз, я понял, что пора идти в автошколу. Зачем нервничать? Тратить чье-то время? Создавать неприятные ситуации для себя и других участников дорожного движения? Стыдно! Записался в автошколу, предложил Костяну составить мне компанию. Он отказался: мол, ему достаточно велосипеда.
Однако через десять лет Константин и сам пошел учиться. В шутку попросил брата сдать за него вождение, потому что кольцевые пересечения ему давались с трудом.
— Я мог сдать за него экзамен, но отказался. Зачем? Eсли бы пошел за Костяна, то он так и не закрыл бы гештальт с кольцевым движением. Вообще я частенько играл роль инструктора. Говорил: ну-ка, руку на коленку, взгляд на дорогу. Мне нравилось заново переживать с Костяном эмоции от первого профессионального вождения. Кстати, Костян сдал экзамен с первого раза! И это правильно, потому что без адреналина не поднимешься на пьедестал.
Сейчас Фирсов считает себя законопослушным водителем: за десять лет водительского стажа он получил всего два штрафа за превышение скорости.
— Eсть еще третий штраф. Однажды остановил инспектор и сообщил, что я нарушаю. Как? Водительское удостоверение просрочил на два дня! Совсем забыл, что его нужно менять. Жаль, что городской отдел ГИБДД не напоминает об этом.
В ДТП Фирсов попал один раз, на мотоцикле. Дело было на Кипре.
— Eхала девушка на мотоцикле, отвлеклась, в зеркала не посмотрела, повернула и выбила меня на встречную полосу. Я летел пятьдесят метров. Содрал кожу, увидел свои кости. Зрелище страшное! Полтора месяца лежал в больнице. С тех пор на мотоцикл не сажусь.
Когда хочется нарушить какое-то правило, подрезать машину, проехать на красный сигнал светофора или увеличить скорость, Артем вспоминает отца.
— Кто знает, как сложилась бы его жизнь, если бы тот водитель не сел за руль пьяным, не разогнался и не въехал в папу. Он бы не стал инвалидом. А я не хочу, чтобы кто-то стал инвалидом из-за меня. Хочется погонять? Я отправляюсь на курсы экстремального вождения, получаю весь адреналин там. Автомобиль зачем нужен? Чтобы доставить нас из одного места в другое в целости и сохранности. Обеспечить нам комфорт. Я сейчас езжу на беленьком «мерседесе», испытываю невероятное удовольствие. Салон большой, вся семья помещается. Сынишка не пинает меня в спину, как в прошлой «шкоде». Я слушаю аудиокниги, отдыхаю душой. Не мешаю другим водителям и не подвергаю опасности. Наверное, если водители будут думать о безопасности, то не испортят качество жизни друг другу.
***
фото: Артем Фирсов.