Испытание матрешкой трудоустройства
Молодые и амбициозные ребята искренне верят, что могут прийти на собеседование, хорошо там себя показать и в ближайшие дни приступить к работе. Но, увы, эта система сейчас уходит в прошлое.
Кандидату на место необходимо пройти через огонь, воду и медные трубы. А если конкретнее, то через рекрутера, начальника отдела и начальника организации. А порою в этот список включают и кого-то еще.
Несколько лет назад в компании «Гугл» решили выяснить, есть ли польза от многоступенчатых интервью. Испытуемые проходили по десять собеседований, но уже после четвертого лучшие претенденты были определены. А так как рекрутеры «Гугла» часто выкладывают ролики на «Ютуб» (принадлежит «Гуглу») с советами по подбору персонала, то такой подход к собеседованию получил широкое распространение, особенно у молодых компаний.
Так, в 2GIS работает немного измененная трехступенчатая система.
— Сначала я смотрю на кандидата и оцениваю его, делая выводы, подходит он нам или нет, позже его оценивает начальник отдела более профессиональным; взглядом, наконец, с кандидатом говорит директор и выносит вердикт, -рассказывает Олеся Пищугина, рекрутер компании. — Благодаря этой системе мы точно уверены в человеке, которого принимаем на работу. Да, это занимает больше времени. Но зато в 99 процентах случаев после окончания испытательного срока мы принимаем человека на полных условиях.
Время — это проблема все же более серьезная для кандидатов на должность. Порою работа нужна людям срочно. А трехступенчатое собеседование занимает две-три недели. Да и вероятность того, что вам все равно откажут, высока. Получается, все потратили время зря? Но на это в 2GIS отвечают, что им нужны лишь те кандидаты, которые хотят работать именно в их компании, а потому желают видеть упорство и готовность к ожиданию и «порою даже нескольким попыткам устроиться к нам». Олеся Пищугина рассказала, что есть у них в команде один работник, который смог занять желаемое кресло только после того, как в пятый раз прошел все три ступени собеседования. Вот уж действительно человек знал, чего хочет.
Хотя не все компании считают, что многоступенчатая система приема на работу хороша. Например, в компании «Этажи» до сих пор ограничиваются встречей с менеджером по найму. Объясняется такое решение тем, что человек, подбирающий кандидатов, во-первых, сам должен понимать, кто компании нужен, а кто нет, а во-вторых, нескольких лучших он все равно показывает директору, и решение принимается совместно. А потому в мучении человека, желающего к ним устроиться, как и в дополнительных затратах времени у начальства, нет особой надобности.
Звучит воодушевляющее. Но, в отличие от 2GIS, в «Этажах» довольно часто людей увольняют во время испытательного срока, а порою они уходят сами. Так что нельзя сказать, что более сложная система собеседования — это лишь прихоть компании. Порою это помогает и кандидату, ведь проходя каждый этап, он больше узнает о работе и также убеждается в том, хочет он здесь работать или нет.
— Мы понимаем, что не только мы оцениваем потенциального сотрудника, но и он к нам присматривается, так что и нам важно произвести хорошее впечатление. Неправильно думать, что собеседование — это исключительно суд над кандидатом. Это процесс двусторонний, — объясняет рекрутер 2GIS. — Да и важно, чтобы человек знал себе цену. Послушный сотрудник — это удобно, но нам важно, чтобы человек умел себя поставить, был идейным и инициативным.
Просмотрев пару сотен вакансий на hh.ru, можно понять, что всем организациям важны примерно одни и те же качества в сотруднике. Это креативность, умение работать в команде, целеустремленность, но самое популярное — это многозадачность. С этим критерием стоит быть осторожнее. Порою на практике оказывается, что под этим подразумевается не умение одновременно работать над несколькими проектами в рамках занимаемой должности, а готовность выполнять сотни дел, которыми остальные заниматься не хотят и желают переложить свою часть работы на другого. А потому действительно важно тщательно присматриваться к компании, в которую вы собираетесь устроиться.