Свобода и естественное развитие
Гуляя по центру города, можно увидеть много исторических зданий с годом строительства, указанным под крышей. Кажется, что кризис, приведший страну к революции, меньше всего коснулся Тюмени. Здесь перед революцией будто бы были расцвет, взлет и большие надежды на будущее.
Подтверждает это и историк Валерий Чупин. Встреча с ним и презентация его книги «Кормчие Тюмени» (обладатель «Литеры» 2021 года) состоялась в пятницу в библиотеке имени Текутьева.
— В начале XX века (когда городом управлял Текутьев, и немного после него), а именно с 1909-го по 1914-й год построено двести каменных зданий, — рассказывает историк. — Это небывалый размах строительства -и всего за пять лет! А после революции и до самой войны было построено всего пять каменных зданий. После революции, как бы мы к ней ни относились, приходится признать, что город деградировал. Тюмень превратилась в деревушку, захолустье.
По мнению Чупина, Тюмень долгое время оставалась необычным городом. Она не была столицей духовной, как Тобольск, административной, как Омск, или интеллектуальной, как Иркутск. И в этом ее счастье. Не имея статуса столицы и большого административного контроля, Тюмень могла позволить себе развиваться естественным путем. Потому что здесь было куда больше свободы — экономической, культурной.
— Говорят, что некоторые ссыльные мечтали оказаться в Тюмени, — рассказывает Чупин. — И у этого были причины…
Своенравным городом Тюмень показывала себя с давних пор. В книге «Кормчие Тюмени» есть страница, посвященная Михаилу Даниловичу Павлову, который управлял городом в 1662-1665 годы. «Фотографии Михаила Даниловича не сохранились», — шутит историк. Однако книга задумывалась как настольная, чтобы к ней можно было обращаться всю жизнь. И потому иллюстрации имели здесь особое значение. Так что посвященную Павлову страницу проиллюстрировали уникальным экспонатом из музея Словцова.
— Михаил Данилович совершил человеческий подвиг, — говорит Чупин. — Перед тем как уехать из Тюмени навсегда, он оставил в одной из первых городских церквей Рождества Богородицы, тогда деревянной, стоявшей там, где сейчас мост Влюбленных, крест. На рукояти написано все: в чье царствование создавался, при каком митрополите, фрагменты чьих мощей вложены в крест. Он не указал только своего имени. Как истинный христианин, чтобы левая рука не знала, что делала правая. И у креста этого удивительная судьба.
Он мог погибнуть в конце XVIII века. Тогда Благовещенский собор, построенный на месте первой церкви, хотели разобрать, потому что он стоял слишком близко к берегу реки. Об этом официально объявили, чтобы тюменцы пришли и разобрали здание на кирпичи. Вот тогда-то и проявилось своенравие местных. Никто не явился. Объявляли сбор еще три раза — с тем же результатом. В итоге храм простоял еще 150 лет. И простоял бы еще дольше, если бы не 1932 год, когда его взорвали. Крест мог исчезнуть при взрыве, пропасть во время революции и разграблений, но сохранился чудом.
— Эту историю я вам рассказываю, чтобы объяснить: в издании нет ни одной случайной иллюстрации, — говорит Чупин. — Все они -истории сами по себе, и их нужно читать.
Пока это издание можно найти только в библиотеках города. Приобрести книги домой не получится — первый тираж был раздарен. Но готовится новый. И хотя книга «Кормчие Тюмени» задумывалась как издание для туристов об истории города, пожалуй, знать о себе и своей истории не менее важно.
…Говоря о свободе в Тюмени, которая помогла развитию города, Валерий Чупин и сам демонстрирует внутреннюю свободу. В конце встречи он берет в руки гитару и исполняет несколько песен. Переодевается в грузинский костюм, ведь «несмотря на отношения политиков, есть отношения между людьми», и поет грузинскую песню. Затем переходит на французский и переносит слушателей в Париж. Тот самый, который.
…благоуханием так умащен,
таким он мне весь достается,
как будто я понят уже и прощен,
и праздновать лишь остается.
Создавая миры
В субботу в конторе пароходства малый зал был отдан для просмотра проб режиссеров-третьекурсников.
Честно говоря, ожидать чего-то особенного не приходилось. Режиссеры еще не прошли даже установочной сессии. Все, что они пока получили, это задание: создать иммерсивный спектакль по пьесе известного современного драматурга. В остальном же они могли позволить себе полную свободу творчества.
Сюжет пьесы таков: одинокая женщина чуть за тридцать знакомится с мужчиной в интернете. Долгое время они переписываются, и наконец мужчина решается на встречу. Но хочет оставить себе путь для отступления. Поэтому придумывает историю. Мол, он едет в командировку, а по пути останавливается в городе девушки, но всего на полчаса. По его задумке они как раз успеют посмотреть друг на друга, а там уж как пойдет.
Впрочем, до встречи в голове у пары прокручивается десяток сюжетов, как это свидание может пройти. На каждый их сценарий режиссеры придумывали свои театральные пробы…
В малый зал входит девушка и спрашивает: — А что тут происходит? Мы с другими зрителями переглядываемся. Может, это тоже часть спектакля? Нужно ли отвечать? Девушка недоуменно хлопает ресницами, удивляясь нашему демонстративному молчанию, и робко повторяет вопрос. Мы, наконец, объясняем — здесь происходят пробы молодых режиссеров.
Eсли бы вы прошли тот же путь, что и мы, то поняли бы наше замешательство. Студенты разделили малый зал на четыре комнаты. Заходя в каждую, мы погружались в новый мир и становились его непосредственными участниками — невольно запутаешься. Представьте: только выходишь из зала, где погружаешься в некое космическое пространство, затем открываешь дверь, а на тебя летят клубы дыма, вежливый официант усаживает тебя в кресло, вручает бокал настоящего шампанского. Оказывается, идет бой — чемпион против новичка. Зрителям предлагают сделать ставки. А на ринге каждый удар сопровождается словами. И чем больнее задевают слова — тем сильнее удар. «Я растворимый кофе не пью. У тебя что, нет настоящего? А то я варить умею», -говорит «чемпион». И добивает ногой: «А ремонт давно делала?»
После неравного боя мы заходим в следующую комнату и попадаем на передачу, где неизвестные нам девушки пытаются найти свою вторую половинку… Студенты придумывают разные иммерсивные приемы, включающие зрителя в действие. Например, в одном из помещений можно было сесть напротив актера и зайти в телеграм. Бот предлагает: «Хотите узнать, какое первое впечатление вы производите?» В случае согласия, актер, сидящий напротив вас, составляет ваш портрет. А после спектакля в телеграм приходит сообщение с описанием, что о вас подумал незнакомец, увидев впервые.
Движение по четырем комнатам почти не прерывается, пока мы находимся в других помещениях, режиссеры меняют декорации, и так мы можем двигаться по кругу бесконечно.
Пока это не готовый спектакль, но уже сейчас можно говорить, что свободой творчества студенты воспользовались. Придуманная ими форма наверняка увлечет зрителя. И пока — это уникальный для Тюмени театральный опыт. Увидеть полноценный спектакль зритель сможет уже в феврале.
…Таким образом, именно свобода помогает создавать новые творческие миры (и, судя по всему, пароходы и каменные здания -тоже), помогает естественно развиваться городам и, возможно, даже предохраняет от революционных потрясений.
***
фото: Режиссеры на курсе в конторе пароходства;Валерий Чупин.