Сквозь четвертую стену
«Крик». Режиссеры: Мэттью Беттинелли, Тайлер Джиллетт. В ролях: Мелисса Баррера, Джек Куэйд, Дэвид Аркетт, Нив Кэмпбелл и другие.
В кино вышел сиквел-перезапуск одной из самых известных франшиз девяностых-двухтысячных — «Крик».
В городке Вудсборо снова объявляется маньяк в маске. На этот раз он охотится на Саманту Карпентер. Причина — в темном прошлом ее семьи. Сидни Прескотт, Гейл Уэзерс и Дьюи Райли снова вынуждены взять в руки оружие, чтобы в очередной раз выжить и победить убийцу.
Я большая поклонница «Крика» и слэшеров вообще. Все-таки на фоне социальных хорроров, вроде «Реинкарнации» и «Бабадука», приятно бывает посмотреть на глупо умирающих тридцатилетних подростков.
По-моему, самым цепляющим в этом слэшере навыворот была смелая самоирония. «Крик» всегда подшучивал над собой. Убийца в фильме — всегда живой и периодически забавный персонаж: он постоянно падает, поскальзывается и кряхтит. Но это отнюдь не умаляет его безжалостности — последний «Крик» не скован цензурой, кровь бежит ручьем. Вероятно, это самый кровавый фильм из всей серии.
Особенно отличает сиквел то, что он создан фанатами для фанатов. Именно поэтому, пожалуй, тем, кто плохо знаком с франшизой, смотреть его будет не так интересно. В таком случае как определить, чем является этот фильм? Продолжением серии или же мягким перезапуском?
Ответ лежит где-то посередине. Риквел — такое определение дает ему одна из героинь, подробно объясняя разницу между понятиями «ребут» и «сиквел». В «Крике» вообще очень много разговоров о том, каким должен быть фильм про маньяка, чего ждут фанаты и как справиться с неизбежной деградацией франшизы. Это одна из основных фишек этой серии — постоянная многоуровневая ретроспектива, когда герои как бы ломают «четвертую стену». Они обсуждают «Удар ножом» — фильм внутри фильма, фактически это сам «Крик» во вселенной «Крика». Благодаря этому нарушается замкнутая концептосфера кино — герои вступают в свободный диалог со зрителем о своем же фильме.
В новом «Крике» намеренно проводится много параллелей с первой частью — и это здорово, потому что чувство узнавания всегда приятно, чувство уважения еще приятнее. Может быть, в этом и заключается рецепт идеального поддержания франшизы на плаву: следование канонам, щепотка новизны, поддержание интриги и мощная оболочка из постпост- и метаметаиронии над «устаревшими слэшерами» и «возвышенными хоррорами». Плюс здоровая доля юмора, хорошо обыгранного и совершенно безвредного для кровавой составляющей.
Режиссеры Мэттью Беттинелли и Тайлер Джиллетт уверенно используют приемы, выработанные еще в первой части. Они охотно признаются в любви к франшизе и ясно дают понять — жанр слэшера был и остается, а основная формула «Крика» не устарела и прекрасно работает как в 1996-м, так и в 2022 году.
Так что же я могу сказать в ответ тем, кто обвиняет «Крик» 2022 года в том, что он (наберите в грудь побольше воздуха)… не страшный? Ну, разве что посоветую пересмотреть оригинал.