Курьерам необходим профсоюз
Более семи тысяч горожан работают курьерами. И ежедневно их ряды пополняются. Но в какой из многочисленных сервисов лучше устроиться, где условия лучше, а где зарплаты выше? Желая найти ответы на эти вопросы, Михаил Голянский устроился работать сразу в три сервиса.
Вообще-то ни один из курьеров не устроен ни в один сервис напрямую, трудоустройство всегда проходит через посредника.
— У компаний разные условия. Одни дают велосипед бесплатно, закрепляя его за тобой, другие просят за него арендную плату, третьи вовсе ничего не могут дать, — рассказывает Михаил. -У них есть договоры со службами доставки, курьеров им сдают в аренду по большей ставке и на этом зарабатывают.
Сначала Михаил устроился работать в «Самокат», но расспрашивал и других курьеров о месте работы и условиях. Курьеры на контакт шли неохотно, каждый факт приходилось выуживать. Только с работником «Деливери Клаб» удалось поговорить по существу, после чего Михаил решил устроиться туда, а потом зарегистрировался и в «Яндексе». Так на собственном опыте мужчина познал прелести и горести каждого сервиса.
— Нет ни одного проекта, который бы удовлетворял всем запросам. У каждого свои плюсы и минусы, причем, для одного курьера может быть минусом то, что станет плюсом для другого, тут все индивидуально.
«Самокат»
Заказ ты забираешь в центре формирования (ЦФЗ), а не в случайном ресторане. Отвозишь его получателю и возвращаешься обратно, после чего встаешь в очередь и в тепле, с возможностью зарядить телефон, ждешь следующего заказа. Сервис предоставляет курьерам велосипеды — их, конечно, не так много и они быстро ломаются, но другие сервисы так не делают. Велокурьер получает 200 рублей в час, автокурьер — 260, выплаты раз в неделю. В этом сервисе платят меньше, чем в двух других.
— И выше этих сумм ты не прыгнешь, сколько бы заказов за час ни развез. Причем, если раньше бывало мало заказов, бывало много, то сейчас их либо много, либо супер-много, потому что сеть и узнаваемость растут. Работать здесь труднее всего.
В «Самокате» у тебя есть коллектив и начальство, которое контролирует качество, здесь важно следить за рабочим чатом и давать обратную связь. Несмотря на гибкий график, курьер должен заранее вписывать себя в расписание и выходить на смену строго по графику.
— И выйти ты должен обязательно, только смерть может быть уважительной причиной, потому что весь график уже подбит и на тебя рассчитывают. Здесь ты не можешь, скажем, утром поработать три часа, потом полдня заниматься своими делами и снова выйти на пару часов. Все строго и по записи.
С чаевыми негусто, всему виной плохо продуманная система. Чтобы доплатить курьеру, нужно обязательно привязать к приложению карту (через Google Pay и Apple Pay заплатить нельзя), что занимает много времени и порою клиентам становится попросту лень. В других же сервисах чаевые можно мгновенно отправить вторым платежом. Однако, так как сеть еще развивается, есть перспектива карьерного роста. Тогда как в других сервисах курьеру вряд ли удастся подняться.
Но зато, закрепившись за одним ЦФЗ, ты не уедешь на другой конец города. Велокурьер не ездит на расстояния больше трех километров, а для автокурьера максимум — пять километров. Каждый курьер застрахован (другие сервисы не страхуют сотрудников). В «Самокате» курьеров сейчас нештрафуют — из-за опозданий страдает рейтинг ЦФЗ. В других же за минуту опоздания назначают два рубля штрафа.
«Яндекс»
Здесь заработать можно чуть больше, ведь зарплата зависит от количества заказов, которые ты развез. И потому за час можно заработать уже рублей 350. Много работаешь — много получаешь. Часть зарплаты ты получаешь после каждой смены, другую часть раз в неделю.
В «Яндексе», как и в «Деливери Клаб», ты работаешь один. Eсть только ты, телефон и рюкзак. Погреться можешь в кафе или ресторане, пока тебе собирают заказ, пункта отдыха нет.
Зато начать работать ты можешь хоть из дома: нажимаешь кнопку -и все, ждешь заказ. А потому график здесь самый гибкий.
Но есть вероятность ускакать в какую-нибудь не известную тебе часть города: начав работу, например, на Лесобазе и постепенно захватывая ближайшие рестораны и квартиры заказчиков, перекочевать, скажем, на КПД. Также «Яндекс» работает не только в границах города, но и отвозит заказы за его пределы, например, в Боровое.
— Такие заказы доставляют автокурьеры, сервис отдельно оплачивает километраж от ресторана до клиента — 80 рублей в целом и по 35 рублей за каждый километр. Некоторые еще на дальней точке превращаются в таксистов и берут заказ до города или же там ждут какого-нибудь обратного заказа.
«Деливери клаб»
Заказов меньше, чем в «Яндексе», но платят больше. Благодаря бонусам и стимулирующим поощрениям заработать можно 450 рублей за час, зарплату выдают раз в пять дней. Вот только времени на заказ здесь дают тютелька в тютельку, а порою вовсе назначают невозможное. Но любое опоздание можно оспорить, показав, что маршрут никак нельзя было преодолеть за назначенное время. Приходится особенно торопиться, а так как в «Деливери» и в «Яндексе» Михаил развозит заказы на машине (их, в отличие от велосипедов, никто не выдает даже в аренду), приходится порою превышать скорость и искать возможность проскочить. Штрафы за курьеров никто не оплачивает.
— Так можно на штраф нарваться и потом полдня будто бесплатно работать. Да и с каждым часом за рулем ты устаешь и у тебя активируется другой стиль вождения, более резкий.
И тут, и в «Яндексе» порою приходится бороться с отношением сотрудников заведений, где приходится забирать заказ.
— Меня практически послали в одном из ресторанов, и он, кстати, потом быстро закрылся. Там был то ли сам хозяин, то ли шеф-повар — распоряжался человек всем по-хозяйски. И он меня попросил не заходить в заведение, а ждать заказ на улице, на морозе.
«Деливери клаб» также оплачивает путь от ресторана до заказчика: 110 рублей в целом и по 25 рублей за каждый километр.
Но все еще нигде нет профсоюза, защищающего права курьеров.
— Это сейчас необходимо. Почему, например, ни один из кандидатов в депутаты не хочет взять под крыло курьеров, учитывая, что их так много? Вот ведь ему и избиратели, только пусть представляет наши интересы, чтобы уже решались вопросы этой прослойки населения, это ведь уже отдельный вид занятости, — считает Михаил. -Вообще, работу курьеров стоит привести к единому стандарту, выработать нормативную базу и прописать там обязательные условия. Почему страховку предоставляет только «Самокат»? В других сервисах курьеры тоже могут получить травму. Я считаю, что этот критерий должен стать обязательным. Так что уже нужно заняться вопросом организации труда курьеров.
***
фото: У Михаила Голянского теперь три терморюкзака.