X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

О гадких утятах

Анатолий Виноградов. Осуждение Паганини. Художественная литература, 1958.

Историю появления этой книги в нашей домашней библиотеке выяснить уже не удастся. По году издания? Она вышла в свет, когда меня еще и в проекте не было, а родители (они были одноклассниками) учились, наверно, в выпускном классе. Но есть одна нестыковка. В выходных данных написано: Гослитиздат Украины, а само название издательства на титульном листе написано на украинском языке «Держав-не видавництво». Конечно, тогда Украина была в составе СССР, возможно, книги, напечатанные в Киеве, продавались и в других городах. Но есть и такая версия: книга была куплена кем-то из родителей, скорее всего, отцом, не новой, когда мы в 1965 году переехали жить в Донецк. Но точно известно, что она оказалось тем из изданий, которое вместе с родителями проделало путь в тысячи километров до Тюмени. И бережно хранится до сих пор.

Наверно, впервые мне стало интересно, кто он, автор этого романа? Оказалось, что Анатолий Корнелиевич Виноградов, советский писатель-романист, биограф, переводчик, позже директор Румянцевского музея, учился еще в Императорском московском университете, в студенческие годы трижды встречался с Львом Толстым в Ясной Поляне, воевал на фронтах Первой мировой войны, после контузии стал учителем, переводчиком, писателем, его книги выходили с предисловиями Максима Горького. В 1942-43 годах работал корреспондентом газеты «Красный сокол», был штурманом особой Западной авиагруппы. Тяжело пережил гибель на фронте старшего сына и критику своих книг, особенно последней, вышедшей в 1941 году. Напечатал биографические романы, посвященные Тургеневу, Байрону, Ме-риме, Стендалю. Книгу «Осуждение Паганини» написал в 1936 году, над страной уже сгущались тучи политических репрессий. И в чем-то она, к сожалению, оказалась для него пророческой. В 1946 году в результате семейной драмы писатель покончил жизнь самоубийством. На долгие годы его произведения вычеркнули из рекомендательных списков, а переиздания начались только в 80-х годах.

Можно было бы сравнить сюжет этой книги со сказкой про гадкого утенка или, наоборот, со сказкой про Золушку (никто ведь не знает, как дальше сложилась ее жизнь после столь грандиозного успеха на балу), но все-таки ключевым тут является слово «осуждение». Не только потому, что оно так вписывается в атмосферу 30-х годов. К сожалению, эта человеческая и, одновременно, бесчеловечная черта ничуть не изменилась за столетия. Она все так же жестока, необъективна и может сломать любую жизнь. А может научить бороться. И играть даже на одной струне.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта