Крылья вырастают на просторе
Святослав Шитов, реставратор и мастер по деревянной резьбе, провел детство в доме №108 на улице Карла Маркса.
Недавно ему кто-то сказал, что вроде бы их общежитие собираются сносить (это не так), и Шитов тут же бросил все дела и примчался. «Хотел еще раз прогуляться по улице и полюбоваться черемухами, которые мы с отцом посадили много лет назад. Пройтись по этажам и вспомнить, как весело я проводил время с соседскими девчонками и мальчишками». В общежитии Тюменского авиаотряда детей было очень много, говорит Святослав. Пока родители на работе, дети на общей кухне варили сахар на жестяных крышках банок, которыми закатывали домашние соленья, разливали получившуюся карамель по ложкам, добавляли варенье и остужали. Потом угощались леденцами. Когда в песочнице обновлялся песок, то строили замки и тоннели. Играли с колпачками от маминых духов и складными ножиками. Рисовали настольные игры, обустраивали деревянную горку на улице под корабль, собирали календарики, значки и почтовые марки.
— Родители не боялись оставлять нас дома одних. Мы росли самостоятельными, гуляли где вздумается, перелезали через заборы. Eсли перелезть не получалось, то делали подкоп. Катались на паровозах. Мы жили недалеко от железной дороги, приходили в депо и собирали подшипники, чтобы переплавить и соорудить брелок. Как-то пришли и увидели старинный паровоз. Наверное, довоенный. Увидели кочегара, попросили: «Дяденька, прокати нас, пожалуйста, на паровозе». Прокатил.
Это было в свободное от детского сада время. В саду «Соловушка» Святослав Шитов любил рисовать.
— Я рисовал персонажи из книг «Волшебник Изумрудного города» и «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», потому что очень любил эти истории. Пока не умел читать, их читала мама. Eсли мама была занята, то спускался в детскую библиотеку на первом этаже нашего дома, просил приключенческие книжки, листал страницы и рассматривал картинки. А потом рисовал их в саду. Помню, как в группе сломались все карандаши. Я просил папу заточить их. Он находил время, брал острый нож и точил для всего детского сада. Часами возился. Родители мои рисунки не выбрасывали, наоборот, собирали. Очень толстая папка получилась.
Шитов помнит, как хотел попробовать порисовать масляными красками. Несмотря на высокую их стоимость, родители краски купили. И записали сына в художественную школу имени Митинского.
— Мне еще нравилось мастерить поделки из шишек и веток. Однажды мы поехали на турбазу. Там объявили конкурс поделок: нужно было собрать композицию из любых лесных материалов. Я тоже собрал. Через какое-то время на турбазе собрание, на которое я не пошел, подумал, что оно для взрослых. Гулял и услышал свое имя, мол, подарком награждается Святослав Шитов. А я испугался, растерялся, мне всего четыре годика было. Потом отдыхающих бабушек встретил, спросили: «Ты где был? Тебя там награждали!» Организаторы вручили мне диплом.
Ближе к школе Святослав заинтересовался деревянной резьбой. Тогда его отец Вадим Шитов реставрировал дом Блюхера (ныне музей «Усадьба Колокольниковых»), а в подвале была его мастерская. Святослав часто приходил к отцу на работу и лепил из пластилина различные фигуры. Как-то захотел вырезать деревянную ладью князя Святослава. Отец объяснил, что нужен рисунок, чертеж, вид сбоку и в разрезе, посоветовал слепить ладью из пластилина, чтобы понять, как вырезать.
— Мне захотелось разобраться в дереве. Я помогал папе: скоблил старую краску, следил за реставрацией деталей. Понимал, что на моих глазах рождается шедевр. Уже после я начал сам вырезать деревянных солдатиков и делиться с ними со своими друзьями. Уже в школе отец подарил мне инструменты для деревянной резьбы.
***
фото: Святослав Шитов -с папой;Любимое фото;Вспоминает о детстве.