Алмазная гора сама себя не источит
Заслуженный артист России Даниил Спиваковский в воскресенье со сцены филармонии читал «Мертвые души». Eго тандем с симфоническим оркестром произвел фурор, артист несколько раз возвращался на сцену — овации не прекращались.
Спасибо, маэстро
Спиваковский сидит на высоком стуле, не позволяет себе даже перемещаться по сцене. И вот так, безо всякой поддержки других актеров, декораций или хотя бы движений, отлично разыгрывает произведение по многочисленным ролям, успевая каждому герою придать и характер, и узнаваемую манеру речи. Он оживляет знакомых зрителю помещиков, чьи мертвые души так заинтересовали главного героя. Кажется, чем мелочнее и неприятнее персонаж, тем возвышеннее и мощнее музыка, исполняемая оркестром. На этом контрасте все наше общее неприглядное ощущается будто бы острее.
Чувствительные зрители при заключительном монологе едва сдерживают слезы. Представьте сами, вместе с вкрадчивым голосом Спиваковского мы мчимся в той самой бричке, и снова звучит сакральный вопрос: «Русь, куда ж несешься ты?». И в зале повисает вечное отсутствие ответа на него. И все это под вихрь такой неуместно прекрасной музыки. Прямо скажу, бьет под дых.
Публика у нас вообще ценит классику. И сейчас трудно представить, что когда-то концерты симфонического оркестра были редкостью, потому что своего коллектива у нас не было и не намечалось.
Но зато был мечтатель, директор филармонии, заслуженный артист Рф Михаил Бирман. Он добивался появления оркестра 15 лет. Говорить об этом начал тогда, когда речи его казались странной фантазией. Но вода камень точит, а целеустремленный человек и вовсе способен разрушить самую твердую в природе материю — нашу инертность. Бирман упрямо готовил публику к появлению оркестра. Утверждал, что тюменцы заслуживают не меньшего, чем парижане. В 2007 году Бирман, по его же словам, уже имел договоренности с музыкантами и нашел человека, готового стать художественным руководителем оркестра. За десятилетия мечта Бирмана стала притчей во языцех. Не было ни одного интервью, где у Михаила Михайловича не спрашивали бы, порой не без подковырки: «Ну что, когда будет симфонический оркестр?». А Бирман говорил: «Работаем над этим». И правда много работал. В конечном итоге в 2015 году оркестр в Тюмени появился. А вот Михаилу Бирману пришлось уйти с поста директора филармонии на следующий год.
…В этом обозрении, может быть, в противовес мрачноватой картине, описанной Гоголем, я хочу рассказать не только о культурных событиях выходных, но и напомнить нам всем, благодаря кому они стали возможны.
И махнул рукой
Петербургский театр ТОК приехал к нам с гастролями в эти выходные. Выступил смелый творческий коллектив на сцене «Ангажемента». Они показали «хулиганского Шиллера» в современной интерпретации Марии Стюарт. Припали к глубинным истокам театрального искусства вместе с «Фаустом», сумев сыграть его в стиле театра скоморохов и поразительно попав в цель, ведь дьявол Фауста в некотором роде тоже скоморох, умело высмеивающий все догмы, все, за что пытался зацепиться главный герой. Следующим спектаклем они погрузили зрителей в трогательную, невероятно красивую драму, разыгравшуюся на полотнах Врубеля.
Театр ТОК совершенно не боится браться за классику, выхватывая из нее свои смыслы, перекладывая ее на актуальный доступный язык. В этом он похож на «Ангажемент». Здесь всегда показывают не просто современное искусство, которым теперь называют все, что имеет достаточно необычную и новаторскую форму. Здесь искусство в первую очередь смелое и всегда актуальное.
А еще в «Ангажементе» трепетно хранят помять о том, с чего, точнее, с кого все начиналось. Виктор Загоруйко, чье имя носит театр, -вообще-то не человек искусства. Бывший школьный учитель в 90-е зарабатывал тем, что открыл деревообрабатывающий цех, торговал чайниками, привезенными из арабских стран. Капитал копился с трудом. А он взял да и ухнул добрую его часть в частный театр. Это в то время, когда новые предприниматели покупали себе дома побогаче да машины подороже. В общем, Загоруйко тоже был из мечтателей.
Театр этот создавался под заслуженного артиста России Леонида Окунева, чей талант Виктор Загоруйко очень ценил. А однажды он просто поставил Окунева перед фактом: «Я умираю, театр теперь твой».
Артисты постоянно вспоминают историю, как он, отъезжая от крыльца театра, махнул им рукой из своего автомобиля. И больше не вернулся.
Но память о нем берегут. Стоит только начать расспрашивать ангажементцев про театр, вам обязательно расскажут, каким замечательным человеком был Виктор Загоруйко. А о себе нынешний директор Леонид Окунев предпочитает скромно молчать или бесконечно отшучиваться. Видимо, в надежде, что мы не слепые — потому что о его таланте нам (и всей стране) давно известно, а о том, что он всего себя отдает театру, нетрудно догадаться. Хотя бы по тому, какую планку продолжает удерживать и ставить себе «Ангажемент».
Надежды не сгорают
В субботу Святослав Шитов провел для желающих экскурсию по улице Дзержинского. Он проводит такие прогулки с целью популяризовать деревянное зодчество. Даже если вы сотни раз были на улице и многое читали о ее достопримечательностях, вы все равно узнаете от Святослава новое. И о том, что значат узоры на наличниках, и о строителях тех самых деревянных домов в барочном стиле. О том, как строились они, почему не подтапливались, почему не промерзали. И почему после реставрации начали. Не говоря уже об уникальной истории и улицы, и ее жителей.
Святослав вместе с отцом давно болеют деревянным зодчеством, которое мы теряем буквально каждый день — многие дома медленно разрушаются.
С семи лет Святослав занимается деревянной резьбой. А сейчас его ученики добились больших успехов. По словам Шитова, среди них есть мастера, которые сейчас работают над восстановлением Петергофа.
Мастерская Шитовых тоже располагалась на улице Дзержинского. В доме мещанки Рубцовой, культурном памятнике. За время работы Шитовы отреставрировали деревянную резьбу на тридцати исторических деревянных домах… Но в самой мастерской произошел пожар, который сильно повредил старинный дом. Всю жизнь посвятить сохранению деревянного зодчества -и вот, будучи хозяином такого дома, не уберечь его. Но Шитовы продолжили еще активнее следовать своей миссии. А недавно стало известно, что деньги на восстановление дома Рубцовой выделены.
…Впрочем, негативно настроенный читатель может задать вопрос: «А есть ли смысл сопротивляться вселенской энтропии, как эти ваши мечтатели?» Eсли даже с любовью восстановленные дома имеют свойство сгорать. Eсли бывает так, что то, чего ты добивался годами, в итоге достается в управление другому. И если вопросы классиков, заданные столетиями назад, не теряют актуальности.
Я отвечу. Eсть красивая легенда, изначально египетская, прошедшая через античность, а нам знакомая по сказке братьев Гримм. «В далекой стране стоит большая алмазная гора. Раз в сто лет прилетает на ее вершину серебристая птичка и точит клюв о камень. Как источит птица всю гору до основания — пройдет первый миг вечности». Однажды британский сценарист Рассел Ти Дэвис вложит эту легенду в уста своего персонажа. Тот произнесет: «Вы скажете -как же это долго! А я скажу, что это была очень упрямая птичка».
***
фото: Даниил Спиваковский выступает с филармоническим оркестром.