Жертвой кибермошенников может пасть любой
Сложившийся стереотип, что потерпевшие от телефонных и интернет-мошенников — это возрастные и финансово неграмотные граждане, — уже неактуален.
Эта мысль звучала практически в каждом выступлении участников заседания за круглым столом о профилактики преступлений в сфере информационно-коммуникационных технологий. Заседание прошло 28 апреля при участии Александра Шорина, заместителя прокурора Тюменской области, Павла Белявского, директора департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области, Eлены Никитиной, исполняющей обязанности управляющего отделением по Тюменской области Уральского главного управления Банка России.
Информирование о методах мошенников является одним из способов сокращения количества преступлений.
— Совместные скоординированные действия позволят уберечь граждан от мошенников, — сказал Александр Шорин.
Помощник прокурора Тюмени Манолис Терсенов акцентировал внимание на том, что количество кибепреступлений растет каждый год. За 2020 год — в полтора раза, а за прошедший год тюменцам нанесен ущерб в размере 550 миллионов рублей. Также он отметил, что время сплошных звонков от «службы безопасности» прошло. Сейчас они стали более таргетированными. Eсли у пожилых людей до сих пор можно просто выманить деньги за фиктивные услуги, то молодежь чаще всего попадает в ловушку на биржевой торговле онлайн.
Павел Белявский показал видеопрезентацию о взаимодействии СМИ и правоохранительных органов и повторил, что необходимо оперативно привлекать внимание людей к способам мошенничества, которые могут быть применены против них. В Тюмени разработана система общественного информирования TABUN, которая позволяет размещать на сайтах баннеры, предупреждающие об опасности мошенников. К ней подключены 849 сайтов органов городской и областной властей, учреждений образования, здравоохранения, спорта, молодежной политики, социальной защиты населения, СМИ.
Каждое третье преступление в Тюменской области совершается дистанционным способом. Участники заседания не уставали повторять, что при малейших сомнениях надо прерывать разговор, не перезванивать на незнакомые номера. Добропорядочный гражданин не звонит, чтобы собрать личную информацию или попросить денег, а тем более отправить к банкомату для снятия наличных.