Как живешь, важнейшее из искусств?
![](https://tm-courier.ru/wp-content/uploads/2022/07/4064355.jpg)
Недавно Михаил Швыдкой, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, предложил рассмотреть возможность параллельного импорта или принудительного лицензирования для кинопроката.
Издания вроде «Кинопоиска» настроены пессимистично: их эксперты придерживаются однозначного мнения, что российские кинотеатры совсем скоро придут в упадок.
— Конечно, ситуация для кинотеатров сложная, — говорит Eлена Иванова, директор тюменского «Синема парка». — Но пандемия многому нас научила — тогда мы вообще были закрыты на пять месяцев.
Поддержки от государства кинотеатры не получили, но в «Синема парке» надеются, что этот вопрос будет пересмотрен.
— Количество зрителей, конечно, уменьшилось. Но я бы не назвала ситуацию критичной. «Синема парк» — самый большой кинотеатр в городе, у нас десять залов. Самый большой из них — IMAX — не используется совсем: нет фильмов в таком формате. Сейчас наша основная аудитория — дети, -продолжает Eлена. — Мы устраиваем групповые показы для детских лагерей по минимальной цене. Остались спецпоказы, наша программа TheatreHD — недавно была прямая трансляция спектакля «Война и мир» Римаса Туминаса. Зрители, которые ходили на спектакли в нашем кинотеатре, продолжают ходить.
На прошлой неделе «Тюменский курьер» писал о недавней встрече с Константином Одеговым — это одно из локальных нововведений киносети. Марафоны и спецпоказы — уже опробованная форма привлечения зрителей, но она всегда распространялась на всю сеть. По всей видимости, это работает, и в планах у Eлены Ивановой новый марафон — уже документального кино в сотрудничестве с тюменскими экспертами.
— Стресс — это всегда путь к развитию. Я не представляю, чтобы такая форма искусства, как кино, просто исчезла. А пока есть кино, будут и кинотеатры. Сейчас мы в подвешенном состоянии и не знаем, что будет завтра, но это заставляет нас двигаться и искать новые пути.
«Синема парк» — один из немногих кинотеатров, анонсирующих индийские фильмы. Eще в начале марта кинокритики предрекали взлет болливудского кино в России, но пока афиши заполняет отечественный контент. Надежда, по словам Eлены Ивановой, на российское кинопроизводство. Что нынешняя ситуация даст ему мощный толчок.
Это что касается крупных киносетей. Что насчет городских больших кинотеатров?
— Возможно, киносетям сейчас легче — они локально могут черпать субсидирование в регионах, -говорит букер кинотеатра в ТРЦ «Премьер». — Так что могу предположить, что городским кинотеатрам сейчас тяжелее.
В «Премьере» и «Атмос синема» в «Сити молле» предпринимают те же меры: работа со спортивными и детскими лагерями, групповые посещения, изменен режим работы — большие энергоемкие залы работают только вечером, так экономят на коммунальных услугах. Но здесь закрывать залы полностью не планируют.
— В Тюменской области не было поддержки для кинотеатров. В других областях государство может взять на себя оплату коммунальных платежей, арендную плату, отменить НДС, дают МРОТ на сотрудников — в Москве самая большая дотация. Мы пока надеемся, что на нас тоже обратят внимание, — говорят в «Премьере».
Ну а пока помогает «Пушкинская карта» — в первую очередь привлечь молодую аудиторию.
Букер считает, что сейчас все не так плохо — в расписании стабильно остаются 12-13 фильмов.
— Зрителей стало, конечно, меньше из-за отсутствия мейнстрима -красочных диснеевских мультиков, марвеловских релизов (третий релиз мы пропускаем) — их привыкли смотреть на больших экранах. Но аудитория, которая ходила на «узконаправленные» фильмы, никуда не пропала.
Оба кинотеатра говорят об отечественном кинопроизводстве. Нынешний кризис однозначно приведет к развитию российского кино, сейчас оно получает большое финансирование. Но в «Премьере» переживают за качество.
— По сути, хороших российских фильмов выходит штук пять в год — «Движение вверх», «Тобол», «Легенда номер 17», «Холоп», «Т-34» — на них наш зритель идет с удовольствием. Eсли наше кинопроизводство будет держать их уровень, то, думаю, мы перейдем на «импортозамещение». Сейчас от многих кинопрокатных компаний поступают предложения о повторном прокате на выгодных условиях сбора. Но, например, мы показывали три части «Трех богатырей», но как-то гость не пошел. Наверное, все-таки то, что показали десять раз по телевизору, никто в кинотеатре смотреть не хочет.
И откат до девяностых нашим кинотеатрам не грозит, рынок сейчас работает по-другому. Хотя… «Брат-2» на повторном показе собрал полные залы.
— Кинотеатр «Премьер» за семнадцать лет работы пережил кучу кризисов и устоял, — продолжает букер. — К тому же мы постоянно проводим фестивали: «Манхэттенский фестиваль короткометражного кино», итальянские и французские комедии. У нас всегда репертуар отличался от других кинотеатров, есть своя аудитория. Сейчас планируется, например, повторить три последних Манхэттенских фестиваля, но пока непонятно, получится или тоже попадет под санкции.
Насчет предложений о «принудительном лицензировании» однозначного отношения у администраций кинотеатров нет.
— Для онлайн-кинотеатров — это погибель, для нас может стать спасением. Но кто будет заниматься покупкой лицензии, переозвучкой, какие будут условия проката — это большой пул адаптации, которой занимались сами студии. Нельзя просто взять фильм и начать показывать его в России. Eсли государство все это на себя возьмет, мы будем приятно удивлены, но пока неясно, как это все будет работать.
***
фото: Зал в «Киномаксе»;Терминалы для покупки билетов в «Синема парке».