Русский город с татарским названием
29 июля Тюмень отметила 436-й день рождения. Существовавшие до ее появления поселения насчитывают более 300 лет.
«И посгавиша град Тюмень»
Eще в XIII веке у речки Тюменки возник татарский (тюркский) городок Тумен. А в XIV веке он получил название Чинги-Тура (в честь Чингисхана) и был объявлен столицей первого в Сибири татарского княжества (ханства), именуемого «Великая Тюмень». Остатки этого укрепленного поселения видел в середине XVIII века историк Г.Ф. Миллер. В книге «Описание Сибирского царства» он отметил: «Остатки прежней татарской столицы там и теперь видны, оные стоят в небольшом укреплении между двумя буераками речки Тюменки, текущей сквозь город в реку Туру».
В конце XV века местный князь из династии тайбугидов Магмат перенес столицу из Чинги-Туры на реку Иртыш, подальше от ногайских кочевий. В устье речки Сибирки, на месте древнего угорского поселения, он основал город Сибирь (Искер, Кашлык). Новая столица Сибирского ханства объединила под своим началом Ишимское и Тюменское ханства.
В первом десятилетии XVII века Чинги-Тура постепенно теряла свое административное и торговое значение. На крошечном островке среди оврагов еще сохранялся княжеский двор (позднее это место называли Царево городище, Царево-городищенская улица, с 1922 года — Коммуны). В 1563 году Тюменское ханство еще сопротивлялось степняку Кучуму, захватившему власть в Искере.
В начале августа 1580 года дружина Eрмака высадилась под горою, где позднее (1616 год) старец Нифонт Казанский заложил Преображенский (Троицкий) мужской монастырь. По мнению крупнейшего историка Сибири С.В. Бахрушина, городок Чимги-Тура ко времени появления здесь Eрмака уже не существовал — только развалины.
Поэтому Eрмак не задержался в старом городище и продолжил путь по Туре и Тоболу к столице Сибирского ханства Искеру.
В июле 1586 года царские воеводы Василий Сукин и Иван Мясной не нашли в бывшей Чимге никаких строений «и поставиша град Тюмень июля в 29 день иже Чимги».
Город-крепость
Новые городские строения заняли высокое правобережье Туры при впадении в нее речки Тюменки. Первоначальная территория Тюмени ограничивалась междуречьем с одной стороны, а с другой — по современным улицам Республики и Ленина до Перекопской.
О внешнем виде Тюмени можно судить по сохранившемуся описанию в «Дозорной книге» 1624 года. Центром города служила крепость, которая и называлась «город». Одной стороной крепость прилегала к высокому берегу Туры, двумя другими — к речке Тюменке, а с четвертой стороны шел ров.
Вдоль Туры укреплений не было, а с других сторон город был обнесен деревянными станами с шестью глухими и двумя проезжими двухъярусными башнями.
В городе находились две церкви, государева съезжая, или приказная, изба, караульные избы, торговые житницы, соляной, винный и денежный амбары, тюрьма, дворы воеводы, стрельцов и духовенства.
К городу примыкал посад, который окружал другое укрепление -острог, то есть новые стены и рвы. Одна из четырех башен острога была проезжая. В остроге на посаде находился государев гостиный двор с лавками торговых людей, опять же дворы стрельцов, казаков, ремесленников и других посадских людей. Крепостные укрепления посада проходили по берегу Тюменки до озера Лямино, которое располагалось в треугольнике современных улиц Герцена, Крупской и Камышинской. От озера крепостные стены тянулись по нынешней улице Челюскинцев до Туры, а с востока посад ограничивал ров.
В 1624 году из 500 жителей города и посада служилых людей было 222, посадских людей — 157, пашенных крестьян — 71.
Десятилетиями они отбивали нападения кочевников. Самым опасным был набег калмыков. Это событие отражено в литературном памятнике XVII века «Повести о Таре и Тюмени» (восстановлен в 2021 году профессором А.Г. Eрмаковым).
Второе рождение Тюмени
Город часто страдал от пожаров и наводнений. После первого большого пожара 1620 года Тюмень была перестроена при воеводе, князе Григории Барятинском (1640-1642 гг.). Новые рубленные шатровые башни, из них две «воротных» — Спасская и Eгорьевская, сгорели в апреле 1687 года, а через восемь лет, в октябре 1695-го, Тюмень выгорела еще раз. В огне исчезли женский монастырь, три церкви, таможенная изба, 104 лавки, 604 двора на посаде и другие строения.
Жестокий пожар в июне 1766 года вновь испепелил почти весь город. Уцелели только Ямская слобода с Троицким монастырем и Татарская слобода за Турой. Сибирский губернатор Д.И. Чичерин прислал из Тобольска план нового города «с положением на оном вновь проектированных улиц и «переулков». На месте кварталов, тесно примыкавших друг к другу, были нарезаны строгие линии новых улиц. Древние городские и острожные стены с их высокими рублеными башнями ушли в прошлое. Однако сооружения, уцелевшие от пожаров, напоминали тюменцам о прошлом первого за Уралом русского города. В апреле 1939 года газета «Красное знамя» сообщила: «На Хохряковской улице против дома N 7 произошел обвал. Вскрылась огромная в несколько метров глубиной яма с дощатой облицовкой. Видимо, на месте этой улицы когда-то были строения».
Немалый вред Тюмени причиняли ежегодные весенние разливы Туры. Об этом стихийном бедствии докладывали в Москву в 1761 году: «В нынешнем апреле месяце от разлития в Туре воды под воеводским домом гора весьма осыпалась и хоромы в подгору висят… Також от больших вод имеющаяся гора у Соборной церкви и у Eгорьевской башни уповательно (вероятно) будет осыпаться. От этого святая Соборная церковь (Благовещенский собор), так и Eгорьевская башня (выходная башня из города), да и дом воеводский могут повредиться и вовсе развалиться.»
Реакцией властей на этот доклад стал разработанный тобольской школой геодезии новый план застройки Тюмени. Для него характерны прямоугольные кварталы и полное отсутствие кривых улиц и тупиков. Облик центральной части города в целом сохраняется до сих пор.
Тогда Тюмень делилась на четыре части: собственно, город (центр), Городище, Затюменка и Заречье. Современники считали, что Тюмень застроена правильно, красиво и даже роскошно. Нарядный и гостеприимный вид тюменским улицам придавали резные наличники, ставни, ворота, а также кокетливые металлические дымники на крышах и водосточные трубы.
В XIX веке в Тюмени было построено несколько крупных каменных зданий, которые придали городу новый классический торговый вид.
«3000 верст по рекам Западной Сибири»
Так назывались изданные в 1878 году предпринимателем И.И. Игнатовым очерки и заметки некоего А. Павлова «о скитаниях по берегам Туры, Тобола, Иртыша и Оби» (единственный экземпляр этого сборника сохранился в областной библиотеке).
Путешествие началось в Тюмени: «…При въезде в город (со стороны Перми) на правой стороне установлен мраморный монумент на том месте, где тюменское общество прощалось в 1868 году со своим гостем Великим князем Владимиром Александровичем. Далее начиналась Тюмень, разбросанная на неровной местности, изрезанной оврагами. Когда-то давным-давно здесь был татарский город Чинги-Тура. Остатки татарских укреплений сохранились до сих пор в виде валов и рвов, окружающих место, которое ныне называется Царевым городищем.»
Путешественник по сибирским рекам не оставил без внимания кузнечное, колокольное (литье дорожных колокольчиков), кожевенное (сапоги, бродни, башмаки, рукавицы, перчатки, чемоданы) и мыловаренное производство. Здесь же «несколько винокуренных заводов, два механических и чугунолитейный, а также пароходная верфь». В базарные дни город преображался: «торгуют зерном, мукой, скотом, съестными припасами, шерстяными тканями, коврами, овчинами, китайскими шелками, холстом, металлическими изделиями и предметами домашнего обихода».
В таком состоянии Тюмень -уездный город Тобольской губернии сохранялся до бурных революционных событий XX века.