Во-первых, это красиво…
Eсть значимые инфраструктурные объекты, которые способны полностью перевернуть жизнь региона. Eсть те, что становятся символами своего города. Но мало у какого сооружения есть… секта почитателей.
Просто посмотрите на него!
Открытие моста в Череповце состоялось — и было, безусловно, грандиозным. Поздравление президента, шоу дронов и фейерверк, выступление известных артистов, вручение государственных медалей строителям — куда уж больше? Но все это было бы лишь красивой формальностью, если бы не отношение самих череповчан к Архангельскому мосту. Так, житель Череповца Илья Петров создал в соцсети группу «Секта свидетелей Моста» (именно так, с большой буквы), посвященную грандиозной стройке. Основатель, впрочем, признается: он не рассчитывал, что его проект с шуточным названием станет таким популярным. Делал для себя и истории.
— Однажды я задумался, что мы совсем мало знаем о масштабных стройках, которые были в нашем городе раньше. Например, от времени строительства Октябрьского моста осталось всего несколько фотографий, которые гуляют по сети: по мосту для испытания его прочности едут грузовики, — рассказал Илья местному изданию «35 медиа». — Так родилась идея сделать группу, в которой можно было бы собрать все материалы о строительстве в одном месте. Чтобы вместе наблюдать, делиться снимками, обсуждать. И все эти фотографии останутся для памяти.
В группе местные жители делятся новостями о мосте: кто-то сделал белый шоколад с его изображением, кто-то нарисовал картину. А кто-то смог проникнуть на уже готовый, но все еще охраняемый от посторонних посетителей объект, чтобы провести фотосессию. А вот на фоне белого Архангельского моста танцовщица делает балетные па. Сегодня в «секте» более четырех тысяч человек. Это большая цифра для не очень крупного Череповца с трехсоттысячным населением.
Я спрашиваю у Андрея Лазарева, директора филиала акционерного общества «Мостострой-11» -территориальной фирмы «Мосто-отряда-36», знает ли он, как жители относятся к Архангельскому мосту. Видел ли, например, гигантское граффити на одном из домов города с изображением моста? Андрей Николаевич улыбается и напоминает — это не первый объект «Мостостроя», который стал символом города. Eсть ведь мост Влюбленных. Но такое внимание, определенно, радует мостовиков. Впрочем, Лазарев напоминает, что Октябрьский мост череповчане тоже очень ценят, а еще скромно переводит внимание с себя на губернатора Вологодской области, который решил, что архитектура моста и его красота не менее важны, чем функциональность. И благодаря этому мостовики смогли взяться пусть и за уникальный по сложности, но действительно красивый объект.
А Николай Руссу, генеральный директор «Мостостроя-11», на вопрос, чем объяснить такое внимание к мосту, отвечает: «Просто посмотрите на него».
Я поворачиваю голову, чтобы посмотреть на грандиозное и в тоже время изящное сооружение за нашей спиной. Да, Архангельский мост — красив.
Eсли не мы, то кто?
Вантовые дорожные мосты вообще строить непросто. Нужно проводить точнейшие расчеты.
А когда мосты настолько большие — расчетов приходится делать множество, на каждом этапе контролируя натяжение вантов, то, как ведет себя грунт и многое другое. Вантовый мост такого масштаба с двусторонним дорожным движением — единственный в России.
Но мостовики даже шутят между собой о том, как менялась оценка проекта со временем. Сначала это был уникальный объект для города и области. Затем, когда стал понятен объем работ, его отметили как один из лучших в России. А на открытии губернатор Олег Кувшинников, впечатленный увиденным, и вовсе назвал Архангельский мост лучшим в мире!
Интересный факт: первая компания, которой предложили заняться возведением моста, оценила объем работ и отказалась. Но зато посоветовала: а предложите «Мостострою-11» — если не они, то никто.
И наши мостовики взялись за эту работу. Было трудно. А у строителей набралось немало интересных историй. Например, высота пилонов моста от проезжей части составляет 91 метр. Как рассказывают строители, наверху не просто уносит ветром, там и температура воздуха другая. Особенно заметно это зимой. Когда внизу минус 18, а наверху все минус 27! Поднимались на пилоны с помощью лифта. Однажды лифтовый механизм замерз. Только вот связь на такой высоте не ловит, и позвонить работники не могли. Впрочем, пропажу ценных кадров быстро заметили и спустили с помощью ручного механизма — так что окоченеть мостовики не успели.
Из-за сложности и значимости проекта работники «Мостостроя-11» открытие ждали с особым трепетом. Правда, попасть на Архангельский мост днем оказалось непросто. Со всех сторон (мы проверили — правда, со всех) его охраняли бдительные работники ГИБДД. Не убеждала их ни брендированная одежда мостовиков с подписью «Мостострой-11», ни удостоверения. «Не положено, — строго насупившись, отвечали они мостовикам, — у нас приказ никого не пускать!»
Впрочем, прорваться и получить разрешение в конечном счете удалось. Удача любит упрямых! Так, мостовики оценили свое творение, проехав по нему, а затем -пройдя под мостом по воде.
Судоходство на реке Шексне развито и имеет большое значение. Мост создавался с учетом этого. Eго высота и надежность позволяют беспрепятственно и безопасно проходить груженым судам. Первый раз, проходя под мостом, мостовики на теплоходе кричали троекратное «ура», аплодировали и смеялись. А вот когда теплоход развернулся, возвращаясь на причал, криков радости почти не было слышно, я даже удивилась, осмотрелась и поняла в чем дело. Мостовики, задрав голову, внимательно рассматривают свою работу — не любуются, а профессионально проверяют и что-то комментируют. На своем, мостовиковом.
Достойная огранка
Грандиозный праздник открытия мы с «Мостостроем-11» встречаем не с фасада. Сцена с артистами стоит перед мостом. А мы прямо на нем в полной темноте. Здесь еще выключена подсветка (ее зажгут торжественно) и дуют ветра с реки. Зато видим, как на Шексне собираются зрители. На катерах, лодках, теплоходах у моста стоят люди. Река усыпана маленькими судами. Все пришли, чтобы увидеть, как Архангельский мост загорится подсветкой.
Но для начала — шоу дронов. Впечатляющее зрелище, стоит признать. На фоне звездного неба между пилонами появляются движущиеся фигуры. Одна из них -Октябрьский мост, его мостовики узнают моментально. А затем, сначала распадаясь на «звезды», светящаяся фигура собирается вновь в виде Архангельского моста.
После шоу — фейерверк. А время меж тем нас поджимает. В небольшом аэропорту Череповца вот-вот закончится рабочий день (там работают только до нуля часов), мостовиков ждет самолет. Но никто не расходится. Как можно уехать и не увидеть, как мост начнет светиться?
Так что мы дождались. И не зря. Благодаря тому, что гигантский мост покрасили светлой краской, подсветка заставляет его сиять на фоне ночного неба. И это действительно очень красиво.
***
фото: