X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Как рождаются кирпичи

Винзилинский завод керамических стеновых материалов начал работу в 1988 году.

Завод поставляет кирпич по России и в Казахстан. Многие дома в Тюмени возводят из этого кирпича, например, микрорайон «Правобережный» застройщика «ПСК Дом». Корреспонденты «Курьера» рассказывали об этом предприятии. Правда, давно. Почему бы не побывать в Винзилях снова?

…У входа в цех нас встречает инженер-теплотехник Михаил Новосадов. Он сразу объясняет: в изготовлении керамического кирпича все начинается с подготовки сырья — его измельчают, дробят и смешивают. Михаил показывает гигантские питатели по обе стороны от нас — помещения с сырьем.

В левый питатель фронтальный погрузчик загружает глину, а в правый — смесь глины и песка. Песок привозят из Андреевского карьера, а глину — из Бариновского и Кыштырлинского карьеров. То, что добавят в шихту (смесь для изготовления кирпичей), будет определять цвет кирпича, а если ничего не добавлять, его цвет остается красным.

— Песок и глина различаются по своим физическим и химическим свойствам, например, пластичностью, фракционным составом, химическим составом, — рассказывает Михаил. — Чтобы усреднить те параметры, которые для нас как для производителей критически важны, мы их смешиваем.

Внизу под нами решетка, там базовое сырье с двух питателей поступает на общую транспортную ленту и смешивается. Главный технолог задает пропорции для правого и левого питателей. Дальше смесь идет на переработку в дезинтегратор, где измельчается крупная фракция — два больших вала с зубьями вращаются, и, если попадаются крупные камни, оборудование их перемалывает. На выходе получается фракция не более 15 миллиметров. Дальше смесь проходит вальцы крупного помола, где между валками не более шести миллиметров, затем — следующие вальцы крупного помола измельчают массу до трех миллиметров.

ВИКТОРИЯ ЮЩЕНКО

— Это делается, чтобы максимально равномерно перемешать и исключить прохождение твердых крупных пород в дальнейшее производство, — говорит инженер.

Спрашиваю у Михаила, давно ли он работает на заводе, ведь, кажется, он знает здесь абсолютно все. Оказывается, он переехал из Нижнего Новгорода, где работал на аналогичном предприятии, совсем недавно — в феврале 2021 года.

— Тогда технические специалисты, в том числе и руководители, переехали в Тюмень, предложили и мне. Тем более, что опыт работы есть, есть чему научить, есть чему самому поучиться, — говорит Михаил. — О своем решении еще ни разу не пожалел.

А мы переходим к запасникам -к глубокой яме, где подготовленная смесь глины с песком и добавками вылеживается для усреднения своих свойств. Мы проверяем массу на ощупь, берем по куску глины и пытаемся сдавить — куски очень плотные и прохладные. После вылеживания в яме шихта попадает на транспортер, затем равномерным потоком двигается между валками, вращающимися навстречу друг другу с разной скоростью. Здесь глиняная масса перетирается и измельчается — на выходе получаются тончайшие пластинки глины толщиной 0,8 или 0,6 миллиметра.

— Измельчают для лучшего уплотнения, чтобы готовый продукт имел максимальную прочность. И уже это измельченное сырье попадает в сам экструдер — машину для формования материала, — говорит Михаил.

Получается глиняный брус, который нарезается, при необходимости на кирпич наносят рельеф. Нам с фотокорреспондентом Викторией разрешают потрогать кирпич, в котором уже проделаны отверстия. Горяченький, его кладут на весы — около трех килограммов.

— Пустоты уменьшают массу кирпича, и при этом он лучше удерживает тепло, — говорит Михаил. -Так температура в доме будет намного лучше сохраняться.

После того, как все процедуры сделаны, кирпичи грузят на вагон и отправляют в сушилку, где из них удаляется избыточная влага. Михаил предлагает показать нам сушилку изнутри: мы становимся напротив железной двери, когда ее открывают, обдает раскаленным воздухом так, что мы отпрыгиваем (а это только малое количество тепла)…

Спустя от 48 до 72 часов высушенный полуфабрикат перегрузят с сушильных вагонов на печные и подготовят их к обжигу в печи при температуре около тысячи градусов.

У печи мы наблюдаем, как происходит обжиг, через маленькие смотровые отверстия видно — все пространство заполнено ярко-красным огнем.

Далее мы идем на участок разгрузки, где готовую продукцию отбирают на палеты, упаковывают в пленку, сортируют и отправляют на склад.

Вместе с Ириной Мининой, начальником отдела технического контроля, заходим в помещение с двумя прессами, с одним из них мы проводим испытания кирпича на прочность при сжатии. Два кирпича помещают в пресс и наблюдают, под какой силой (в кило-ньютонах) они ломаются. Исходя из этого и высчитывается прочность кирпича. Из партии в 30 тысяч кирпичей отбирают 55 штук для проведения испытания, чтобы присвоить всей партии паспорт, в который входят наименование, марка, водопоглощение, скорость начальной абсорбции воды, пустотность, класс плотности…

Затем вся партия отправляется на стройку, чтобы превратиться в надежное здание.

***
фото: Михаил Новосадов у разгрузочного моста;Ирина Минина в прессовой.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта