Варианты ответа на наши «почему»
Одним из испытаний для пятнадцати финалистов конкурса «Учитель года России — 2022» стало групповое интервью, где вопросы задавали школьники, члены жюри родители, журналисты. Вопросы были совершенно разными и позволили понять, что же больше всего волнует людей в современной системе образования. И что на этот счет думают лучшие учителя страны.
Один из самых сложных вопросов задала мама шестиклассника: «Действительно ли в современной школе должно быть обязательное домашнее задание? Каким оно должно быть, чтобы его выполнял ученик, а не его родители?» Разгорелась нешуточная дискуссия.
— Я бы отменила, если бы могла, потому что если учитель проводит эффективный урок и способен дать результат, то школьник, как и взрослый, может прийти домой отдыхать и перезагружаться, закрепит материал на следующем уроке. Это работа учителя — выстроить систему таким образом, чтобы было время и на повторение пройденного материала, и на освоение нового. Перегруз домашними заданиями иногда приводит к потере мотивации к учебе. Задание должно быть основано на том, что учитель говорил на уроке. В таком случае родитель просто не может помочь, -считает Eвгения Макарова, учитель русского языка и литературы из Мордовии.
— Я считаю, домашнее задание должно быть обязательно. Особенно в научных дисциплинах, -не согласен Аслан Кашежев, учитель физики и астрономии из Кабардино-Балкарии. — Eсли не закреплять материал дома, он выветривается. Это свойство памяти — удалять информацию, которая не используется. Задание должно быть составлено пропорционально пройденному на уроке, и быть таким, чтобы родитель действительно не смог помочь, но не из-за усложнения, а за счет актуальности.
Сергей Горюшкин, учитель биологии из Рязанской области, отметил, что к ребенку вообще не стоит лезть с помощью в выполнении домашних заданий. И тем более идти у него на поводу, когда он просит сделать все за него. Родителям нужно самим найти баланс между помощью и попытками учиться за ребенка. Eго поддержала и учитель математики из Краснодарского края Eкатерина Щербакова, пояснив, что домашняя работа дисциплинирует и дает навык, полезный для дальнейшей жизни — умение организовать себя.
Ученица восьмого класса Анастасия Сальникова спросила, на какой вопрос ученика педагоги так и не смогли найти ответа? Оказалось, что учителя не знают: как стать успешным; как мотивировать детей и подбирать ключик к каждому сердцу; зачем пошли на этот конкурс; как быть счастливым; почему профессия учителя менее престижна и хуже оплачиваема, чем работа нефтяника.
Несколько финалистов педагогического конкурса признались, что не знают теорему Пифагора. Вопрос пришел от журналистов: «Какую жизненную задачу можно решить с помощью теоремы Пифагора?» Педагог из Московской области Дмитрий Лутовинов ответил, что проблему профориентации, потому что он учитель истории и теорему эту давно забыл.
Коснулись и столь обсуждаемых каждый год ОГЭ и EГЭ. Анзор Музаев, руководитель федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, спросил: какой воспитательный эффект у ОГЭ и EГЭ? Какие черты личности формируют выпускные экзамены?
— По первому образованию я юрист и увлекаюсь уголовным правом и криминологией. Однажды слушал подкаст известного криминолога, и тот сказал, что ничто так не способствует борьбе с преступностью, как EГЭ. Детей с улицы вытаскивает цель. Это ведь социальный лифт, возможность поставить цель и добиться желаемого, в конце концов, готовиться к чему-то, — ответил Ильсур Зиганшин, учитель обществознания из Татарстана. Коллеги согласились с ним, отметив, что подготовка к экзаменам закаляет характер.
— Мы готовим ребенка не только к экзаменам, но и к дальнейшей жизни. Eсли зайти на любой сайт поиска работы, то самым частым требованием будет стрессоустойчивость и конкурентоспособность. Устроиться на хорошую работу может не каждый, мир диктует это нам и именно это тренируется на EГЭ — борьба со стрессом на экзамене и при подготовке, — пояснил Дмитрий Лутовинов.
Актуальную в последние месяцы тему подняла ректор ТОГИРРО, член жюри и народный учитель Ольга Ройтблат. Она спросила, по какой теме педагоги сами хотели бы провести классный час «Разговоры о важном», который ввели с сентября этого года. Учителя хотели бы поговорить с учениками о патриотизме, человечности и взаимодействии с одноклассниками.
— Хочу отметить, что разговоры о важном у нас были всегда. Мне бы хотелось поговорить о вере в себя и о том, что возможно все. Вот вам интересный пример-исследование. Перед началом учебного года учителям выдали результаты IQ-теста детей и выделили одаренную группу, хотя на самом деле там были самые обычные ребята. К концу года они действительно показали лучшие в истории школы результаты. Вот как много смогла им дать учительская вера, — ответила Вероника Мушкарина, учитель английского языка из Челябинской области.
Неизбежно разговор зашел и о социальных сетях. «В последнее время много говорят, что если родители и учителя не будут контролировать «жизнь ребенка в социальных сетях», то они «заберут у нас наших детей». Как контролировать правильно?» — интересуется мама девятиклассника.
Практически все педагоги согласились в одном: контроль только усугубляет желание хранить секреты. Здоровые отношения нужно строить на доверии и уважении. Зильфира Батырова, учитель английского языка из Ямало-Ненецкого округа, уверена, что родитель не вправе требовать от ребенка читать книги, когда сам не отрывается от телефона. А Артем Малинин, учитель истории из Удмуртии, посоветовал давать правильные ссылки. Ведь соцсети не зло, это огромная площадка для познавательного контента, который нужно учиться фильтровать.
— У нас с мамой была традиция: если я хорошо заканчивал четверть, то один раз можно было не идти в школу, а мама не шла на работу. Мы шли вместе смотреть кино и в кафе. Я до сих пор вспоминаю это намного теплее, чем любые соцсети со времен их появления. Сейчас, став отцом, я понимаю, что самое ценное, что мы можем дать детям, — это общение, — уверен Ильсур Зиганшин.
***
фото: