X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

На воспоминаниях не топтаться

Никогда бы не подумала, что слово «современный» в сочетании с театром станет меня настораживать. Невозможно предугадать, в каком формате режиссер и театральная труппа захотят донести до тебя мысль.

На фестивале «Кто ты и откуда?» в начале ноября молодежный театр «Космос» собрал на своей сцене национальные современные театры со всей страны, чтобы порассуждать о национальной идентичности и поделиться со зрителем опытом тех, кто свою идентичность либо нашел, либо все еще ищет. И тут без нетрадиционных форматов не обошлось.

Театральная компания «немхат» (это не опечатка! — Ред.) из Перми в активном поиске своей идентичности. Всей труппой они участвовали в экспедициях в Коми-Пермяцкий округ, искали героя для своей оперы. И нашли в глухой деревне Раису Степановну. История ее жизни и любви по расчету под традиционную музыку и песни коми-пермяцкого народа легли в основу спектакля. Как она росла, как начала работать, как вышла замуж, влюбилась в другого и как все потеряла. Она почти не ходит, но гостей приняла с удовольствием, ведь они те, кто поможет ей жить вечно -жить в памяти людей. Как персонаж оперы.

Опера сайт-специфик — пока не знакомый нам формат, когда театр переносится в непривычные условия и пытается донести смысл не действием, но местом, в котором все и происходит. Звучит не особо понятно, но по ходу представления мысль начинает не только прослеживаться, но и становится единственным плюсом всего происходящего. В этом формате пермский театральный коллектив представил свою работу «Улетают птицы» (или «лэбзьоны кайез» на языке оригинала) на коми-пермяцком.

Премьера спектакля в Перми прошла в ботаническом саду Пермского государственного университета. Поэтому менять привычную локацию «немхат» не стал. «Улетают птицы» сыграли в оранжерее биологического факультета ТюмГУ. Точнее, проиграли. На плеерах. Каждому зрителю были выданы наушники и проигрыватель, а театральная труппа поочередно включала аудиодорожку с музыкой. Дирижер Дарина Чиркова руководила процессом и отсчитывала секунды до включения актера в процесс. Один актер — один плеер. Все сидят за одним столом, вокруг которого ты ходишь в ожидании начала. Но за час постановки никто из них не встанет и даже не заговорит — они просто оркестр, просто рычажок, за который тянет главный.

Отдельно от всех с гуслями и микрофоном сидит солистка Даша Калина — она поет-тоскует о несчастной любви. Она — единственная из коллектива коми-пермячка, и этот спектакль — ее личная боль, которую она отпускает с песней и слезами. Она рассказывает, как в 2005 году из Пермской области и Коми-Пермяцкого округа образовали Пермский край, и это стало отправной точкой постепенного слияния культур. Традиции и язык начали необратимый процесс ассимиляции — русские слова вкрапляются в коми-пермяцкий язык, традиции уходят вместе со старшим поколением. А ведь говорят на коми-пермяцком от силы 50 тысяч человек, и чем дальше, тем меньше. Именно поэтому поблажек опера не дает.

Каждый слушатель получил буклет с переводом, который под конец станет уже ненужным — ты перестаешь следить за текстом, вылавливаешь знакомые русские слова и переключаешься на то, что вокруг. На этот эффект и надеялся режиссер постановки Александр Шумилин — мы с вами в ботаническом саду, где растения находятся под надзором — их тут сохраняют, а история неосязаема, но сохранять ее мы должны не меньше. Выверенная, чистая и продуманная постановка лишь паззл в мозаике проектов театрального коллектива, которые осознают уникальность своего края.

Признаюсь, первые двадцать минут спектакля я не понимала, куда смотреть. Нас завели в оранжерею, а мы можем только ходить и сидеть, ничего не трогая руками. Никто сразу до конца не понял сути происходящего, а под конец уже перестал пытаться понять и просто ждал окончания. В тусклом свете оранжереи не удавалось следить за переводом, а навигатором по тексту служил только голос дирижера в наушниках: «Акт пятый. Три, два, один». И так до тех пор, пока Раиса Степановна не закончила рассказ. Погружение не удалось, но удался эксперимент как попытка окунуть нас в мир коми-пермяков, чья история исчезает вместе с каждым выключенным плеером.

***
фото: Дарина Чиркова, Данияр Насибуллин и Илья Никифоров.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта