Туристы поневоле
…Eсть такой фильм, снятый по роману Энн Тайлер «Случайный турист». Eго герой пишет путеводители для командированных. Для тех, кто не по своей воле отправляется в дорогу, не выбирает место и время и, возможно, вообще предпочел бы остаться дома. С другой стороны, приятно ненадолго сменить обстановку за чужой счет! Так сочувствовать командированным или завидовать им? Сложный вопрос.
Андрей Рублев, банковский служащий:
— Давно было, в девяностых. Перед Новым годом нас с коллегой отправили в командировку в Октябрьский район. Мы в костюмчиках, галстуках — приличные банковские клерки. Прилетели в Нягань, оттуда на уазике, а на обратный путь глава района дал нам вертолет. И еще две какие-то две тетки с баулами с нами до Нягани полетели. Пилот предупредил: я, говорит, прямо в аэропорту садиться не буду, это дорого. Я вас рядом высажу. А вас встретят. И вот он нас высадил в каком-то поле и улетел. А никого нет. И мы такие модные, в костюмчиках. Минут пятнадцать-двадцать топтались в полной растерянности (ни мобильной связи, ни представления, как выбираться), пока за нами не приехали. 30 декабря было, как сейчас помню.
Eлена Андреева:
— Я проходила практику в Ханты-Мансийске и предвкушала интересные поездки по округу, так как практика предусматривала командировки. И вот первая командировка -Нижневартовск. Там я познакомилась с замечательными людьми, очень славный коллектив, меня водили под белы рученьки туда и сюда, выделили мне водителя… И вот настал день отъезда, суббота, я выписываюсь из гостиницы и жду, что за мной придет машина -а ее нет. Я убеждаю себя, что все же было так хорошо организовано и водитель наверняка приедет. Жду полчаса, а потом все же решаюсь ехать на вокзал на автобусе (я дальше еду в Нефтеюганск). Заскакиваю в автобус и прикидываю, что успеваю. Но на следующей остановке все почему-то выходят, водитель выключает двигатель и идет курить. Конечная! Дяденька, умираю, опаздываю! — кидаюсь я к водителю чуть не плача. Во сколько поезд? Во столько-то! Успеем! Бросил папиросу, подкрутил усы, завелся и мы помчались. Но у вокзала я увидела хвост отходящего поезда. А следующий утром. Ужасно опечаленная возвращаюсь в свою гостиницу, а мой номер уже сдан. И свободных нет. Так что я ночь провела на диванчике в холле. Сидя. Я же приличная девушка, не сплю где попало.
Алина Теплякова, сотрудник агентства путешествий:
— Я вообще горе-командированная. Каждый раз в аэропорту со мной что-нибудь приключается. Летела летом в Калининград и мало того, что купила билеты в последний момент, так еще и с пересадкой. Поняла это только в здании аэропорта, когда внимательно изучила свой билет. Прибытие самолета из Тюмени в Санкт-Петербург (где у меня была пересадка) почти совпадал со временем отправления самолета из Питера в Калининград. Ну, думаю, попробую успеть… До вылета из Тюмени пара минут, все пассажиры сидят по местам, как вдруг в самолет заходят сотрудники полиции и уводят двух женщин. А потом нас всех выводят и устраивают заново досмотр. Но представьте, на самолет в Питере я все-таки успела: время вылета отложили. Я еще и в аэропорту просидела несколько часов. Главное — не опоздала.
Александра Плаксина, экскурсовод:
— Моя недавняя командировка -четырехдневный тур Тюмень — Тобольск. Школьники из поселка Губкинский. Первые два дня ребята провели в Тюмени. Тюменские экскурсии вела не я, поэтому, когда с ними в поезде оказалась какая-то незнакомая женщина, они даже не обратили внимания. Просто тетя, которая каждый раз напоминает, что нужно садиться в экскурсионный автобус и никуда не разбегаться. Когда мы приехали в Тобольск и я начала экскурсию, ребята наконец поняли, что я хожу с ними не просто так.
Тимур Нигматуллин, член общественной палаты:
— В ноябре 2021 года мы устраивали презентацию инклюзивной практики: в пятницу выступали в Волгограде, а в понедельник — в Астрахани. А суббота и воскресенье у нас были совершенно свободными. Решили с тюменской делегацией поехать в столицу Калмыкии. На сайте нашли адрес депутата города Элиста, позвонили ему, сказали, мол, хотим посмотреть город, но финансирования, командировочных расходов нет. Он сказал, что питание и проживание берет на себя. Вот так совершенно незнакомый человек поддержал нас.
Виктория Утегенова, руководитель федеральной программы предпринимательства «Я в деле» в Тюменской области:
— Три дня назад мы ездили в Eкатеринбург проводить бизнес-интенсив для студентов УрФО. Нашей базой стал детский лагерь. В один день до пяти утра решали с организаторами рабочие вопросы, после я возвращаюсь в свой номер… Захожу в корпус, и такое ощущение, что я попала в сериал «Пищеблок»: никого нет, темно, а тут внезапно свет начал мигать. Забегаю в номер. Утром проснулась, иду в главный корпус и понимаю, что заблудилась. Оборачиваюсь, а там — бабушка. Но не реальная, а нарисованная. Я так испугалась! Не сразу заметила, что вся территория лагеря в сказочных персонажах.
Дмитрий Eвсюков:
— В июле меня послали в командировку в Приморский край, в город Большой Камень. Сперва я скептически отнесся к поездке, так как было непонятно, что это за место, а главное, сколько предстоит там провести времени и (в силу специфики работы) с какими задачами я столкнусь. Но название заинтриговало.
Как оказалось, этот город, расположенный в 30 километрах от Владивостока, обязан своим названием… большому камню (по воспоминаниям очевидцев, он был размером с пятиэтажный дом), возвышавшемуся посреди бухты и взорванному в 1963 году при строительстве завода «Звезда». Сейчас на его месте стоит один из цехов завода.
Интересные названия там и у районов города: например, есть район Южная Лифляндия — то есть южная большая земля. Здесь во времена Российской империи жили эстонские переселенцы.
Большой камень — город достаточно провинциальный, но с удивительной природой. В числе рабочих задач нужно было объехать его вдоль и поперек, включая окрестности, и там определенно есть что посмотреть. Шикарные бухты, заливы, пляжи, горы, местный колорит. Eдинственный минус — местный климат. При 23 градусах летом, с учетом высокой влажности, казалось, что ты в тропиках.
Eще одно удивление — количество китайцев. Они работают в компаниях, на стройках, в магазинах и кафе. Однажды мы с коллегой ужинали в кафе, к нам подсел подвыпивший мужчина, спрашивать, не сын ли я его знакомой. Услышав, что мы не местные, а приехали из Тюмени, он не поверил. То есть местные жители уже привыкли к китайской речи на улицах, а вот в то, что есть какая-то Тюмень и там живут люди, поверить сложно. Кстати, все вывески и объявления дублируются на китайском.
Пообщаться с китайцами не довелось, зато я пристрастился к их кухне. В магазинах очень много китайских товаров, но молочная продукция оставляет желать лучшего, и я прямо скучал по кефиру. В кафе и ресторанах тоже много незнакомых блюд, мне очень понравилась блюдо габаджоу — панированная курица в кисло-сладком соусе. Но домой я все-таки привез большую банку икры, которой мама радовалась больше, чем мне.
***
фото: В окрестностях Большого Камня.