Запеть сложнее, чем вы думаете
Мы привыкли говорить о таланте как о чем-то, что можно определить в ребенке буквально с рождения.
Но педагог вокала с 28-летним стажем, победитель областного конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям — 2012» Людмила Сарычева убеждена, что достичь результатов поможет планомерная работа с ребенком, причем начинать нужно как можно раньше.
— Я работаю с детьми от двух лет, и в этом возрасте определить наличие таланта нельзя, это происходит в более осознанном возрасте. Часто бывает, что дети, которые в дошкольном возрасте не могли спеть правильно даже две ноты, благодаря постоянным занятиям достигают серьезных высот. Eсть, конечно, уникальные дети с абсолютным слухом, которые сразу начинают петь, но с каждым годом их все меньше. Голосовые связки — это те же мышцы, их можно и нужно тренировать, -считает Людмила Валерьевна.
Сравнивая работу с детьми сегодня и 15 лет назад, педагог видит печальную тенденцию: малышам труднее сосредоточиться, и музыкальный материал тех лет оказывается непосильно сложным. Большинство на первых занятиях просто проговаривают текст под музыку.
— Во-первых, дает о себе знать клиповое мышление. Во-вторых, мы теряем культуру пения. Из современных мультфильмов исчезли песни, которые запоминаются. Сейчас в мультипликации либо мелькание под фоновую музыку, либо профессиональные композиции, -объясняет Людмила. — Парадокс в том, что сейчас доступность музыки очевидна, но теряется качество и значимость хороших песен. А вот раньше пели в детских садах, пели во дворе, пели дома.
Интересный факт: колоссальную роль в развитии ребенка играют колыбельные. Музыкальный материал, на котором Людмила Валерьевна работает с детьми двух-четырех лет, в основном состоит именно из них. Речь о настоящих колыбельных — как оказалось, та же «Спят усталые игрушки», хоть и прекрасная, но все-таки достаточно сложная песня. Конечно, если воспринимать пение перед сном просто как возможность побыть маме с ребенком, то и рок подойдет, но настоящие колыбельные имеют куда более серьезное образовательное значение.
— Петь — это связывать звуки, слоги, слова, ноты, — продолжает педагог. — В колыбельных используются не слова, а звуки, типа «ай-люли», которым легко подражать. Сначала малыш начинает мычать в такт. Потом запоминает, в игре качает куклу и постепенно понимает сам принцип пения. В основном мои занятия с двухлетними детьми начинаются с определения высоты звука. Ребенку трудно соединить слух с голосом, непонятно, что значит петь высоко или низко. Начинаем с того, что есть высокий и низкий голос, как это звучит и как этим управлять, что ему нужно сделать, чтобы получилось высоко или низко. А дальше мышечная память сработает, как при вождении автомобиля. Так вот если ребенок воспитывался на колыбельных, он куда быстрее понимает принцип, и мы можем переходить к разучиванию песен и первым выходам на сцену.
Неотъемлемая часть обучения -выступления на сцене. Но все ученики Людмилы Валерьевны знают, что просто постоять на сцене, без стабильной посещаемости занятий, она не пустит. Этот принцип сложился у нее из убеждения, что конкурсы — часть обучения, а не повод развлечься.
— Часто вижу выступления воспитанников других педагогов и понимаю: предпочтение отдают тому, как ребенок будет смотреться на сцене, а не чему научился. Опять же хромает качество материала. В силу профессиональной деятельности я постоянно слежу за музыкальными новинками, и за последние пять лет не услышала ничего, с чем можно было бы работать с дошкольниками. Чтобы написать детскую песню, нужно понимать специфику возраста и физиологию, — считает Людмила Сарычева.
Подводя итог, Людмила Валерьевна рекомендует отдавать детей на пение в самом раннем возрасте. Даже без цели вырасти в великого вокалиста, а для общего развития. Второй совет — трепетно относиться к тому, что слушает ваш ребенок.
***
фото: Занятие Людмилы Сарычевой с дошкольниками.