Кровью земля к земле прирастает
Мой скептицизм, вызванный иными фильмами российского кинематографа с неуместными шутками и с нарочито «народными» репликами, ожидал чего-то подобного. Но как же приятно ошибиться в ожиданиях.
«Сердце пармы» — исторический (и в то же время спорный) фильм Антона Мегердичева по одноименной книге Алексея Иванова о том, как Москва в XV веке забирала под себя непокорные княжества. Спорный потому, что ни одна кинокартина, которая претендует называться исторической, совершенной никогда не будет — в этом ее притягательность, как для художественного вымысла, так и для критиков, особо наблюдательных и начитанных.
Но и в знании истории по школьной программе минусы есть — к счастливому финалу она вас не приведет. Московскому князю Ивану III Васильевичу объединить земли под московской властью удалось, но какой ценой… Об этом и картина.
История коми-пермяцкого Великопермского княжества и его владыки Михаила Eрмолаевича, на чьи плечи легло руководство пармой (одно из названий территории на северо-западе Урала — название это пошло от финно-угорского корня, обозначающего заросший лесом холм). Eще ребенком его венчали с юной Тичертью, дочерью покоренного Eрмолаем кана и будущей ведьмой. Брак этот принят не был, потому что Тичерть не согласилась креститься и быть с мужем единой веры, за то и не полюбил ее народ, который сам еще вчера поклонялся языческим богам. Но перед князем нет своей или не своей веры: все живут на парме, а значит, все едины. О своеволии князя прознала Москва, которая уверена, что Руси величия без единства не добиться. И это все под угрозой врага, что живет «за камнем» — так в фильме называют Уральский хребет. Но настоящая угроза пришла не из-за гор…
Фильм смотрится не как противостояние добра и зла, а как противостояние одной правды и другой. Но в споре прав каждый, только принимать мнение другого не готов. И все это с хорошей операторской работой, высоким качеством съемки и спецэффектов, продуманной постановкой, приближенной к учебникам истории атмосферой и драматичным рассказом о любви и жизни. Герои, пусть и не всегда логично поступают, но заставляют нас сопереживать. А главное — задуматься. Вдруг мы все же в силах принять других такими, какие они есть, и не опускаться до кровопролития?
***
фото: Кадры из фильма.;