Не путать с симфоническим
Мимо меня проносятся дети, за их спинами — чехлы грушевидной формы. Быстрым шагом они минуют коридор и завернув за угол, попадают в большой зал. Здесь начинается репетиция гитарного оркестра детской школы искусств «Гармония».
…Я приоткрываю дверь и тихонько прохожу. Первые ряды уже заняты чехлами, на сцене — юные участники гитарного оркестра. У каждого свой стул, инструмент, пюпитр, папка с нотами и подставка под ногу. Перед началом репетиции ребята ищут ноты, повторяют партии и то и дело подбегают к дирижеру Наталье Булумбаевой: не видела ли она каподастр, который только что был на грифе гитары и пропал, или тюнер, неведомым образом испарившийся из рук гитариста? «Так шумно и весело у нас всегда, — говорит Наталья, — мы то папки с нотами ищем, то подставки, то детей. Нас всегда слышно издалека». Когда в сборе все папки, подставки и дети, начинается репетиция. Гитаристы по команде дирижера проверяют звук каждой из шести струн -настраиваются, и со сцены звучит композиция рок-группы «Кино» «Звезда по имени Солнце».
— Гитарный оркестр как вид появился в Eвропе давно — в начале XVIII — конце XIX века. Он назывался неаполитанским и состоял из мандолин, гитар, виолончелей, -рассказывает дирижер. — Гитарные оркестры появились в 60-х годах в Японии. Сейчас они популярны по всему миру, но в России встречаются очень редко. Например, наш оркестр один в Тюмени. Репетировать и выступать мы начали с 2019 года.
Сейчас в составе гитарного оркестра 37 музыкантов: 35 гитаристов и два ударника. Ребята играют на классической гитаре, часто им аккомпанируют барабаны, ксилофон, шейкер. В некоторых произведениях используют бубен, колокольчики, маракасы, свистульки, трещотки и треугольники. «Мы раскрашиваем музыку в зависимости от мелодии, для расширения диапазона звуков добавляем бас-гитару», — говорит Наталья. Под произведения прописаны гитарные партии. Eсть гитара один, два, три и т.д. и гиталеле (гибрид классической гитары и укулеле). Каждый гитарист отвечает за свой мелодический рисунок.
Самому юному оркестранту -восемь, самому старшему — 14. Они приходят со второго года обучения в музыкальной школе. Работа с детьми разного возраста, говорит дирижер, большой труд. Трудно и юным музыкантам, ведь им нужно маленькими пальчиками сыграть серьезное произведение.
— Как набирали ребят в оркестр: по желанию или был какой-то отбор?
— По желанию, так как школа предлагает несколько программ коллективного музицирования: хор, народный оркестр или гитарный оркестр. В нашей школе много ребят обучаются игре на классической гитаре, поэтому посадить всех в народный оркестр просто невозможно.
— Отличается ли работа дирижера гитарного оркестра от работы дирижера симфонического?
— В любом оркестре дирижер должен знать, как звучат инструменты. Гитара сама по себе маленький оркестр. Мы стараемся использовать тембральные окраски, подражая звучанию разных инструментов.
— Чувствуете ли вы настроение ребят, понимают ли они по глазам, где нужно сыграть тише, а где громче?
— Первый год было очень тяжело — все боялись оторвать взгляд от инструмента. Сейчас ребята уже читают по глазам и реагируют на жест дирижера. Хотя мы учим пьесы так, чтобы их играть даже закрытыми глазами.
Репертуар дирижер и музыканты выбирают вместе, с удовольствием играют и классику, и народную музыку, и популярные песни. За три года у гитарного оркестра появилось звание лауреата областных и городских конкурсов, дипломанта международного конкурса. Несмотря на то, что гитаристы много выступают, до сих пор все так же волнуются перед выступлением. У Марии Треногиной, участницы оркестра, дрожат ноги, а у Яна Островского — руки. К выступлениям ребята готовятся одинаково — много репетируют. А мамы следят, чтобы перед выступлением они хорошо отдохнули.
***
фото: Дирижер Наталья Булумбаева со своим оркестром.