Дому причта с нас причитается
Реконструкция улицы Ленина задумана масштабной. В зону возможного поражения попадают сорок памятников старины — на этой улице и прилегающих к ней.
В списке, составленном областным комитетом по охране и использованию объектов историко-культурного наследия, пять объектов федерального уровня, 22 объекта областных и 13 выявленных, еще не занесенных в реестр.
Предпоследним пунктом значится жилой дом на улице Челюскинцев, 42. Объект культурного наследия регионального значения. Рядом пометка (у других такой нет): «На объекте проведены противоаварийные мероприятия. Выполнена переборка конструкций. Хранятся на складе у собственника».
Батюшки, да это же дом причта, сгоревший в 2010 году! То, что от него осталось, снесли в 2012 году. Так мы думали — и даже оплакали его во множестве публикаций. СМИ писали и о планируемом на этом месте строительстве отеля «Мариотт», и о резко негативной реакции сограждан.
Но в реестре объектов культурного наследия регионального значения дом причта по-прежнему фигурирует, никуда не делся. Несмотря на то, что физически его давным-давно нет, место огорожено забором, а рядом парковка. Как писала наша газета в феврале 2013 года: «Автостоянка, расположившаяся по адресу Челюскинцев, 42 на месте сгоревшего памятника архитектуры — дома причта, — пока не собирается переезжать. Eе не отсыпали щебнем и не благоустраивали. Машины просто заняли территорию после того, как разобрали останки сгоревшего дома, и паркуются уже год.
Что будет дальше? Очевидно, что восстанавливать дом причта, как обещали в областном комитете по охране и использованию объектов историко-культурного наследия, никто не собирается. Какое-то время на зеленом заборе висела табличка, что реставрацией занимается фирма «Забытые ремесла». А сейчас и ее потихоньку убрали».
И почему-то никто не возразил, не сказал, что все это неправда и что наши сведения недостоверны.
А теперь на сайте комитета по охране обнаруживаю приказ от 30 мая 2022 года об утверждении программы проверок объекта культурного наследия «Жилой дом» (г. Тюмень, ул. Челюскинцев, 42). И в том же документе — что работы по сохранению объекта ведет ООО «Сибспецпроектреставрация» из Томска.
Нахожу и нужный контракт от 23 мая на выполнение проектных и изыскательских работ по сохранению дома причта. В техзадании -описание объекта: площадь застройки -180,41 м2. Общий процент утрат: здание — 90 процентов, территория -0 процентов, малые архитектурные формы — 100 процентов. Подрядчику рекомендуется провести обмерные чертежи отсортированных при разборке здания и отправленных на склад кирпичей (кирпичной была печь), наружных бревен сруба и балок перекрытий, досок пола и перегородок, пилястр. Стало быть, действительно что-то из этого сохранилось, если проектировщикам поручено это обмерить.
Нам, конечно, захотелось взглянуть на то, что осталось от дома причта. Запечатлеть памятник в его промежуточной ипостаси. Ну, для истории.
Но в областном комитете по охране идею послать фотографа на склад не оценили. Теперь-то понятно почему. «Деревянные элементы и кирпич разобранного здания перевезены и складированы на выделенной площадке. Значительный объем материалов подвержен деструктивному разрушению, часть поражена трухлявой гнилью на всю глубину сечения, часть элементов со следами пожара. Древесина утратила механическую прочность. Подавляющее большинство материала находится в недопустимом состоянии и непригодно для дальнейшего использования», — читаем в акте госэкспертизы (доступен на сайте областного комитета по охране наследия).
Специалисты, готовившие документ, предлагают еще раз перебрать сохранившиеся деревянные элементы и отсортировать. Те, что повреждены не сильно, очистить и обработать гидрофобным составом. Но даже те, что спасти не удастся, могут пригодиться как образец для изготовления новых. Отдельные венцы сруба или даже их фрагменты могут послужить материалом для внутренних стен сруба.
Так что дом причта, похоже, все-таки восстановят. Ибо для туристической и прочей привлекательности города дом причта (пусть даже не настоящий, а реплика) важнее и дороже, чем люксовый отель или что бы то ни было еще.