X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

С Географией в Историю

Листать учебник географии можно сразу за пересечением государственной границы — в нескольких километрах южнее села Казанского. Там начинается Степь. Именно так называли в прошлые времена это пространство вплоть до гор Заилийского Алатау (застряла в памяти строчка из школьного учебника географии). И пошли сплошь страницы того же учебника, уже не помню за который класс (по-моему, все-таки пятый).

История. Скромно прячущаяся в уголке памяти — тут как тут, и зашагала нога в ногу с географией, раскрывая свои страницы безо всякой хронологии, а как ей заблагорассудится.

Чтобы хоть как-то оправдаться перед читателем, приведу коротенькую географическую справку о том, как я провел январские каникулы. Проехал по земле тысячу километров почти прямо на юг от Тюмени до Астаны, столицы Республики Казахстан. А потом еще столько же и по тому же вектору до бывшей столицы Казахской ССР — города Алма-Ата, в теперешней транскрипции — Алма-ты. Там наша прямая линия уперлась в горы и застыла на высоте 3200 метров над уровнем моря… И на каждом шагу История поднимала голову и заявляла о своих правах. Безо всякой оглядки на хронологию.

Вот эти сюжеты в перечислении. Степные просторы к северу от Петропавловска — бывший целинный край. Освоение целины -середина пятидесятых годов. Молодежные десанты в степь, где десятки землемеров щедрой рукой отмеряли сотни гектаров целины. Первая вспашка, первая урожайная осень и немеряное, как утверждали тогда газеты, количество пудов целинного зерна, эвересты его, сваленные на подступах к железнодорожным станциям — элеваторов настроить еще не успели.

…По крутым — то вверх, то вниз -улицам Алматы госпожа История тащила нас за шиворот, напоминая то о форпосте Российской империи на самом юге тревожной степи — городе Верном, то показывая уникальный и самый высокий в мире деревянный православный Вознесенский собор, выстроенный талантливым инженером, выдержавший разрушительное землетрясение 1910 года.

Но здесь же, в нашем присутствии, География не согласилась с отведенной ей второй ролью. Она подняла нас в горы и показала белые вершины, высокогорный каток Медео, которому только что исполнилось полвека. И горнолыжные трассы, и тысячи юных и не очень алматинцев с лыжами и бордами, атакующих фуникулеры, чтобы сверху со свистом и щелканьем в барабанных перепонках (от перепада давления) скатываться вниз. А внизу опять старушка История подсовывает очередную страничку и тащит нас в парк, посвященный подвигу гвардейцев-панфиловцев с разверстанными на основании пьедестала словами политрука из этой дивизии Василия Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва». Правда, впервые они были напечатаны в газете «Красная звезда» в передовице, которую написал (передовицы печатались без подписи автора) журналист Александр Кривицкий… Но так ли уж важно, кто первый произнес такие важные в то время и такие точные слова!

Снова География. Снегопад, заваливший город яблок, все улицы и автострады, все тротуары и все деревья, которые там почему-то никто не обрезает. И опять прыжок в обратном направлении (с понятной в соответствии с географией задержкой рейса). И город -бывший Акмолинск, бывший Целиноград, бывший Нурсултан — Астана. И не знаю, как быть с моими спутницами, Географией и Историей. Они скромно потупились и уступили место фантастическому городу, словно сошедшему со страниц одного из романов Айзека Азимова. Выстроенный на свободном месте, он воплощает самые дерзкие мысли и планы архитекторов и строителей. Словно ты где-то в будущем и только мороз и ветер, кусающие лицо, не дают выпасть из времени…

РАФАЭЛЬ ГОЛЬДБЕРГ

Алжир. Вы думаете, что это география? Нет, это История. Это сокращенное название Акмолинского лагеря жен изменников родины. Фамилии его узниц словно сошли с первых страниц советских газет. Здесь отбывали каторжный срок «первые леди» советской страны — жены Калинина и Молотова. Опальные вдовы расстрелянных коммунистических лидеров, таких как Бухарин. Родственницы маршала Тухачевского. Певица Лидия Русланова и сотни других подруг по несчастью… Алжир с его одновременно историческим и географическим названием достоин отдельного рассказа. Eго секретная история едва не оказалась затерянной, но однажды на пустом месте бывшего лагеря обнаружились захоронения и появились вопросы. А в 2007 году первый президент Казахстана Назарбаев распорядился создать этот музей. В ответ на брошенный в Сеть призыв отозвались те, кто знал и помнил. И вот он стоит среди продуваемой ветрами (в день нашего приезда) степи — памятник жертвам террора.

…Каникулы заканчивались, и на обратном пути География попыталась сказать свое слово. Прогноз погоды потребовал нашего выезда в ночь, в снежный буран, который переметал автобан, а машины все шли и шли на север. И мне вспоминались рассказы моих товарищей по университету, которым досталась практика в газете «Молодой целинник», о том, как заметала метель тракторные поезда с первоцелинниками. Как ветер гнал снег, которому не за что было зацепиться и остановиться, может, до самой китайской границы.

Вот такие, еще не осевшие, впечатления.

***
фото: Все в горы!;Образ Астаны.

Поделиться ссылкой:

  • Елена

    Прекрасный роман у ваших Истории с Географией вышел, Рафаэль Соломонович. Невероятно трогательный и невероятно красивый.
    Спасибо за путешествие по дорогам Казахстана и городам. За АЛЖИР — отдельное большое спасибо.

  • надежда

    Как всегда, динамично, эмоционально, с изюминкой. Хоть сейчас вставляй в учебник по журналистике — таким должен быть репортаж Есть и нетривиальная тема, и нетривиальное ее раскрытие. А за всем этим угадывается нетривиальный автор, профессионально умеющий концентрироваться мыслью на главном и до последней точки держать внимание читателя.Откликнулись в душе строчки о целине и журфаке, учиться на который приезжали многие казахстанцы, именно казахстанцы, а не казахи, казахов что-то не припомню…

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта