Направление задает моторчик
Мы привыкли, что в бассейне занимаются пловцы в купальниках и шапочках, а иногда в ластах и с утяжелителями. В бассейне спортивно-оздоровительного комплекса «Стиль жизни» все по-другому: здесь проходят тренировки по гребному слалому. Каяки, каноэ и весла -вот экипировка спортсменов.
От попадания воды в лодку спортсменов защищает специальная юбка, на открытой воде еще нужны жилеты и каски, а в холодную погоду — гидрокостюмы.
Ловко орудуя веслом, спортсмены обходят препятствия — бело-зеленые и бело-красные жезлы — так называемые ворота. Цвет задает направление: зеленые спортсмены должны объезжать по течению, а красные — против. Каждый в своем каяке, кроме пары — девушки и юноши, — они плывут на каноэ-двойке.
— Раньше в двойках были только мужчины, сейчас в паре могут быть девушка и юноша: это командная работа, один должен задавать направление, другой — служить моторчиком, — объясняет тренер, председатель областной федерации гребного слалома Eвгений Карзаков. -От того, кто сидит сзади, зависит скорость прохождения дистанции, он должен быть опытнее и тяжелее, сильнее чувствовать лодку. В России только три таких двойки, в которых сзади сидит девушка.
Каяк — классическая лодка, похожая на байдарку. Eсли в каяке слаломисты сидят привычным нам способом, то в каноэ — на коленях. Каяк управляется двухлопастным веслом, а каноэ — веслом с одной лопастью. Грести тоже нужно уметь.
— Настя, — зовет тренер, — как нужно правильно грести?
— Молча, — смеется девушка. И начинает показывать, а Eвгений Семенович — объяснять.
Сначала слаломисты проверяют хват — поднимают весло над головой, при этом руки ставят под углом 90 градусов. Затем принимают исходное положение: правая рука прямая, слегка согнутая в локте, а левая — на уровне глаз. Пока одна рука сгибается, другая — толкает: это техника гребли на каноэ. Чтобы управлять каяком, у спортсмена должны работать кисти рук.
— Eсли спортсмен задел ворота -его наказывают двумя штрафными очками, эти очки переводятся в секунды и ведут к потере времени; если не заехал в ворота, просто проехал мимо или помешали препятствия — за это снимается 50 очков, то есть 50 секунд. Бывает, что спортсмены путают цвет ворот, на зеленых едут против течения, а значит — нарушают маркировку, — говорит тренер.
— Бывает, что приходят дети, которые хотят заниматься, но боятся воды?
— Они все перед вами: когда ребята только пришли, никто из них плавать не умел. До сих пор примерно половина боится воды. В бассейне это практически не заметно, а на бурной воде у них большущие глаза. Гребцы тренируются в небольшом бассейне, примерно с десятью воротами, а соревноваться им придется в реальных условиях: там и препятствий больше, и ворот. Ребята к этому готовятся — весной и летом тренируются на открытой воде.
На природе гребцы сплавляются и на катамаранах.
— Наши любимые места — реки Исеть, Пышма, еще часто на Алтай катаемся — по реке Катунь, всего выезжаем раз двадцать за сезон, -говорит Eвгений Семенович. — Расстояние всегда разное: если плывем от Каменки до Тюмени, преодолеваем тридцать километров примерно за четыре часа — зависит от скорости течения реки и вида лодок.
— Сплавы — это ведь и критические ситуации…
— Конечно, бывает, что кто-то перевернулся, выпал: река широкая, объем воды большой, а одно препятствие может быть размером с наш бассейн — через него переливается вода, образуется водоворот — у нас такое было.
— Дети говорят: все, больше никуда с вами не пойду?
— И такое тоже было. Девочка попала в водоворот, поранилась, испугалась: бросила лодку, пришла в лагерь и собралась домой… Они обычно пофыркают, пообижаются и успокоятся.
— Ни один домой так и не уехал?
— Одного как-то отправили домой, за ним даже мама приехала.
По команде тренера спортсмены прыгают в воду, и. плывут: так, как будто никогда и не боялись воды, плывут спортивным стилем, на скорость. «Это я их за полгода научил», — говорит тренер, видимо, заметив мое удивление.
***
фото: Кристина и Миша.