X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Как спасали челюскинцев

Моя встреча с этой книгой выглядела чистой случайностью. Стас Назаров, мой коллега по «Тюменскому комсомольцу», однажды подошел ко мне и сказал: «Я думаю, что ты захочешь купить эту книжку». Оказался прав. Несмотря на высокую для 1969 года цену — 15 рублей и довольно потрепанный вид томика в голубом переплете. Стасик бил точно. Совсем недавно я опубликовал интервью со знаменитым полярным летчиком Борисом Чухновским, который на несколько дней оказался в Тюмени. Чухновский участвовал в поисках пропавшей экспедиции Умберто Нобиле, которая пыталась на дирижабле достичь Северного полюса. Дирижабль разбился, на выручку был отправлен ледокол «Красин» с самолетом на борту.

В интервью с Чухновским немало места было уделено событиям в Чукотском море и полярным пилотам, которые стали первыми героями Советского Союза. Летчики-герои для ветерана Чухновского были товарищами и звались: Миша (Водопьянов), Ваня (Черевичный) и Илья (Мазурук)…

А теперь мне хотелось бы подойти поближе к той части истории, где героем был потертый от времени томик в голубом переплете.

События с пароходом «Челюскин», который был раздавлен льдами Чукотского моря, оказались в центре внимания не только СССР, но и всего мира.

Экипаж парохода успел высадиться на льдину, и это место в прессе всего мира называлось «лагерь Шмидта» (полярник академик Отто Шмидт возглавлял экспедицию).

Меня все время сносит, словно полярным течением, в историю спасения экспедиции, за которой трудно различима книжная история, которая тоже интересна.

Итак, по очереди. Советское правительство организовало спасательные работы. На Чукотку переброшен специальный летный отряд, которым руководил молодой пилот лейтенант Каманин. Летчики вывезли с льдины всех жителей «лагеря Шмидта». Больше всех вывез именно Каманин. Семь отличившихся пилотов получили только что введенные звания Героев советского Союза — Ляпидевский, Леваневский, Слепнев, Молоков, Каманин, Доронин, Водопьянов…

Мы уже приближаемся к героине нашего рассказа — к книге, которую передал мне Стас Назаров. Специальным поездом из Владивостока члены экспедиции, экипаж парохода и герои летчики отправились по транссибирской магистрали в Москву. Этот поезд останавливался на всех крупных станциях, где проводились митинги. Именно тогда в Тюмени появилась улица Челюскинцев, бывшая Иркутская.

Однако немногие знают, что в том же эшелоне ехал и еще один отряд, сформированный газетой «Правда». Писатели и журналисты записывали рассказы участников героических событий. А когда поезд пришел, наконец, на Ярославский вокзал Москвы, то прямо к поезду из типографии привезли только что отпечатанный тираж книги «Поход «Челюскина». Три красных тома, каждый по 400 с лишним страниц. Два первых — о плавании, о научной работе. А третий «Как мы спасали челюскинцев».

.К сожалению, я так и не нашел третий том книги «Поход Челюскина». Может быть, в выходных данных сохранились имена писателей и журналистов? Eдинственное, что мне удалось установить: воспоминания летчика Каманина, который спустя много лет руководил отрядом наших космонавтов, скорее всего, записывал Вениамин Каверин. В одной из последних глав его книги «Два капитана» вставлен дословный фрагмент каманинского текста. Впрочем, это неважно. А еще компьютер показал, что уникальным изданием руководили Отто Шмидт, начальник экспедиции, его заместитель Илья Баевский и тогдашний редактор «Правды» Лев Мехлис.

А отец Стаса Назарова был летчиком, и эта его книжка через 35 лет досталась мне.

…В очередной раз переставляю книги в своем доме в доверчивой надежде, что вдруг из второго или третьего ряда вынырнет старый голубой том с надписью «Как мы спасали челюскинцев».

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта