X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Компьютерные игры: плохо или польза?

На очередном заседании клуба выходного дня «Семейная гавань» в рамках недели безопасного Рунета обсудили компьютерные игры. В субботу об их пользе и вреде родителям рассказал учитель информатики, победитель конкурса «Учитель года России» 1997 года Виктор Немчинов.

— Когда мы говорим об играх, мы должны четко понимать две вещи: кто и с какими мыслями играет, и что транслируют создатели игры, -убежден Виктор Васильевич. — Некоторые игры даже обладают небывалой образовательной ценностью.

Например, игра «World of Tanks» посвящена сражениям бронированных машин середины XX века, их 3D-модели созданы с удивительной исторической точностью.

— Понятно, что игры производят не дети. Над ними работают специалисты, разработчики игр, методисты, режиссеры, дизайнеры, педагоги, которые выстраивают стратегию многовариантности принятия решений. Формируют сценарий с неоднозначными ситуациями, -объясняет Немчинов.

Виктор Васильевич отмечает: игры тренируют скорость реакции, навык принятия решений, концентрацию внимания, развивают дедукцию, умение моделировать, действовать и создавать новые миры. По мнению педагога, компьютер обучает быстрее, и того же мнения придерживается наука.

В 2016 году ученый Дафна Бавельер, профессор факультета психологии и педагогики Женевского университета и факультета изучения мозга и когнитивных наук Рочестерского университета, впервые доказала, что игры повышают когнитивные способности (с переводом научной работы можно ознакомиться на сайте издания «Научная Россия»). Кстати, в том же 2016 году киберспорт в России был официально признан спортом.

Игрок, развлекающийся стрелялками, хорошо воспринимает слабоконтрастные объекты, мысленно может жонглировать предметами. Eго скорость реакции повышается более чем на десять процентов по сравнению с первоначальной. А еще такой игрок быстрее реагирует в стрессовой ситуации.

В своем исследовании Бавельер говорит именно об экшен-играх, шутерах и стратегиях в реальном времени. Их позитивный эффект сохраняется в течение двух лет! Никакие другие развивающие игры не смогли даже приблизиться к такому результату.

Уверенность Бавельер в пользе шутеров не поколебалась и в 2021 году: в своем интервью она рассказывает, как экшен-игры со спецэффектами и большим количеством деталей на экране улучшают концентрацию, мультизадачность и нейропластичность мозга.

— Родителей настораживает, что игры затягивают внимание ребенка и он полностью уходит от реальности, — продолжает Немчинов. -Такое происходит, когда у ребенка нет альтернативы, а приоритеты смещены. Родители перекладывают на компьютер свои обязанности по воспитанию, у них не хватает времени на общение и совместные занятия с ребенком. Игры -личное пространство ребенка, его свободное время, которое ему необходимо. Но оно не должно стать самым важным.

Виктор Васильевич советует родителям самим поиграть в игру, чтобы оценить ее влияние на ребенка (и желательно это сделать без ребенка). Чтобы отследить, с какими мыслями и мотивами ваше чадо идет в игру, педагог рекомендует интересоваться его успехами на виртуальном поприще и тем, что ему нравится. Это поможет и в том случае, если вы пришли к выводу, что игра все-таки небезопасна.

— Однако запрет абсолютно не вариант, — убежден Немчинов. — Он вызовет негатив и желание играть тайком. Наиболее педагогичный и действенный способ — сместить внимание. Узнайте, что привлекает ребенка и предложите альтернативу, которая устроит всех. Тут важно быть объективным и учитывать не свое желание, а ребенка. Eсли родитель говорит: «Иди лучше книгу почитай», — это обесценивание всего, что ребенку важно и интересно.

После лекции разразилась дискуссия. Родители обсуждали, сколько времени допустимо выделять на игры и что, сколько усилий ни прилагай, все равно в школе на переменах чадо играет в телефоне.

— Eсть нормы, разработанные Роспотребнадзором: в 1-5-м классах -15 минут; в 10-11-м классах — 30 минут. На мой взгляд, этого, конечно, недостаточно, но если вы увеличиваете время, то нужно позаботиться о здоровье ребенка, — говорит учитель. — Купите качественный монитор, да и сам компьютер не должен тормозить и забирать все отведенное время на загрузку игры. Хорошее кресло сбережет спину. Точное допустимое время назвать трудно, для этого нужно следить за ребенком. Наблюдайте за его поведением и состоянием здоровья.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта