Копья и ножи нужны и важны
Возможно, археологи будущего смогут изучать нашу жизнь по сохранившимся фрагментам смартфонов, пауэрбанков и электросамокатов.
Современные же археологи исследуют прошлое человечества по другим вещественным источникам -посуде, орудиям труда, оружию, украшениям и даже древним медицинским инструментам. Им помогают методы трасологии — науки о следах человеческой деятельности и природе их возникновения.
Об особенностях трасологических исследований участникам выставки «Астрономы каменного века. Памяти Л.А. Дрябиной» рассказала Светлана Скочина, кандидат исторических наук и сотрудник Института проблем освоения Севера Тюменского научного центра СО РАН.
Все находки (их называют археологическими коллекциями) проделывают длинный путь, прежде чем стать частью музейной экспозиции. Сначала их доставляют в исследовательский институт, где моют и шифруют. Затем начинается долгий процесс анализа: какой эпохе принадлежит тот или иной объект, также для чего его могли использовать. По словам Светланы Николаевны, ей попадались самые разнообразные орудия труда и предметы быта, принадлежащие к различным периодам — от неолита до раннего железного века. География исследований включает юг Тюменской области, а также Югру и Ямал. Целостность археологических находок зависит от состава почвы: в обычном песке они хранятся плохо, а вот в сочетании песка и глины намного лучше.
Трасология сосредотачивается на изучении следов человеческой деятельности, оставшихся на неметаллических орудиях труда, сделанных, например, из камня или кости — это древние ножи, скребки, наконечники копий и гарпуны. Исследуются и объекты, на которых эти орудия применялись — выделанные шкуры животных, деревянная и глиняная утварь. Одно из интересных направлений трасологии — функциональная типология — для чего в быту использовался найденный инструмент. Фитотрасология — изучение поверхности жатвенных орудий, контактирующих с древними растениями и функционально-планиграфический анализ (реконструкция древних жилищ и поселений для представления о том, где конкретно в них располагалась находка). Для комплексного представления о назначении орудия трасолог очень внимательно исследует все деформации на его поверхности — выкрошенность, заполировку, угол заточки, царапины, сколы и даже следы трения инструмента о руку. Также ученые выделяют новые перспективные направления трасологии — к ним относятся реконструкция клея, рукояток, изучение остатков ткани и крови, а также памятников наскального искусства.
Eсли находку невозможно увезти с собой для дальнейшего изучения, то с нее делают оттиск (слепок). Для чего может применяться целлюлозно-ацетатная пленка, напыление магнием или винил-полисилоксановая оттискная корригирующая масса. Кстати, схожие методы и материалы используются в стоматологии и кондитерском производстве.
И в случае исследования исходного орудия, и в случае исследования слепка трасологам помогает мощный микроскоп, который делает серию снимков разной резкости для выявления всех видимых следов износа, чтобы установить, скол ли это наконечника метательного копья, зазубрина на ноже, которым строгали сырую древесину, или же деформированный двуручный струг, которым обрабатывали бивень.
Большая часть представленных на лекции орудий труда и предметов быта была найдена в поселении Мергень-6 в Ишимском районе на берегу одноименного озера. Поселение относится к эпохе неолита и энеолита. Археологи обнаружили здесь керамику, каменный и костяной инвентарь, а также остатки костей зверей и птиц, чешуи, жаберных крышек рыб и фрагменты ракушек.
Часть трасологического метода составляют эксперименты по идентификации, верификации и наглядному использованию древних орудий. Так, нынешним летом состоялась экспериментальная экспедиция «Древние технологии в каменном и бронзовом веке» в Мергенский археологический район. Участники экспедиции на практике применяли древние орудия труда и охотничий инвентарь, выясняли, откуда древние люди брали глину для посуды и украшений, а также в целом воссоздали большинство занятий человека каменного и бронзового века. Познавательным итогом таких экспериментов можно считать более глубокое понимание хозяйства древних обществ и восстановление их технологического потенциала.
На вопрос о самой необычной и запоминающейся археологической находке Светлана Николаевна ответила, что это была кукла. Eе археолог нашла в упомянутом Мергенском поселении. Кукла по форме напоминала запеленатого младенца, была сделана из глины и украшена гребенчатым орнаментом. Как выяснилось, находка относилась к периоду энеолита, то есть медного века. Эта фигурка поразила археолога своей миниатюрностью, изящностью и проработанными деталями. Позже Светлана Николаевна передала куклу в Ишимский краеведческий музей.