Альмира красит штакетник
— Центральный цветок тюльпан — символ ислама, от него отходят росточки, корешки — древо жизни. Этот рисунок мы подобрали с Верой Быковой народным мастером Союза художников России, а расписываю я сама, люблю делать что-то новое, — объясняет Альмира Гумерова, вырисовывая изящные веточки на голубой доске.
В ближайшем будущем штакетник поставят вокруг деревянной мечети, которая частично сохранилась в деревне Дулепиной (татарское название Ак-Куль) Ярковского района.
Мечеть стоит без крыши и без минарета, ее реставрация в планах, а пока установят забор.
— Когда мы составляли узор, то решили: он должен быть сдержанным по гамме и в то же время возвышенным — символизировать устремление к небесам, — поясняет Вера Быкова. — Пересмотрели вышивки, декоративные вещи, шитье золотом, росписи в мечетях и подобрали рисунок. Сомневались, были ли у татар росписи жилища, но выяснилось — да, их создавали не только русские, но и китайцы, когда двигались по Великому Шелковому пути.
— Создание этнографического заповедника в месте, куда сто лет назад пришли на сибирскую землю казанские татары — моя мечта, — говорит Альмира. — В 1906 году после Столыпинской аграрной реформы за Уралом стали давать без пошлины земли, еще и платили подъемные. В Поволжье неурожаи, земли мало, поэтому самые смелые и трудолюбивые решили попытать счастья. Были среди них и мои предки — дедушке тогда исполнилось шесть лет. Интересно, что к месту, где они впоследствии поселились, их вывел скот. Внезапно пропало все стадо, и жители испугались, что коровы могли утонуть в болоте. Однако вскоре они нашли их на высоком берегу красивейшего озера с сосновым бором и березовой рощей. Там и построились.
Семья Альмиры Гумеровой открыла в Дулепиной дом-музей крестьянского быта, где можно даже пожить. Взбить перины, завести самовар, приготовить еду в казане во дворе и почувствовать, как это было сто лет назад.
***
фото: Альмира Гумерова за работой.