Художник, он как журналист
Художник-постановщик театра кукол Eлена Волкова живет в Кургане. Но Тюменский театр кукол для нее уже как родной: в прошлом году исполнилось 10 лет первому спектаклю «Маленький принц», который она поставила с режиссером Натальей Явныч.
— Самое лучшее в работе над спектаклем — это диалог между художником и режиссером. Eсть даже шутка: «Выйти замуж проще, чем найти своего режиссера», — говорит Eлена Волкова. — А с Натальей у нас получается найти общий язык.
В этом году Eлена и Наталья ставят «Мастера и Маргариту» по Булгакову.
— У Натальи возникла внутренняя потребность сделать взрослый спектакль. Мы детский тоже делаем, как взрослый, обычно глубоко копаем. Взрослым, которые приходили на наш «Маленький принц», было интересно, значит, все сделали правильно.
— Наталья позвонила и сказала: будем делать?
— Да, и я сразу подумала, что это страшно. В том числе и потому, что это огромный материал. И еще потому, что это вряд ли совпадет с тем, что представляют себе другие, как было с «Маленьким принцем». Литература рождает собственные миры, заставляет работать воображение. И когда образы в спектакле не совпадают с тем, что ожидает увидеть зритель, он может почувствовать раздражение. Eсть люди, которые открыты новому, приходят и принимают твои условия, говорят: «Ой, здорово». А есть те, кто говорит: «Тут написано вот так, а вы сделали по-другому».
А театр — это всегда взгляд. Не будешь делать именно так, как написано. Иначе бы «Чайка» затерлась до дыр уже. Делаешь свою версию. И когда человек идет в театр, он должен быть готов к тому, что его версия не совпадет с видением режиссера. Тем и интересно. Это живое искусство. Люди разные, разные углы зрения.
— С чего начинается работа художника — с разговора с режиссером?
— Это происходит синхронно. Художник должен взрыхлить все вокруг материала, как журналист, знать все про героев, про обстоятельства. Перечитать несколько раз «Мастера и Маргариту», и пьесу по произведению раз двадцать. Я начинаю с главного: что меня цепляет в этой истории. Что конкретно, какой любимый персонаж. Тут самый интересный для меня, конечно, Понтий Пилат, потому что от его поступка развернулась мировая история. Как мне кажется, во всей этой истории главное — это не политика вовсе, а человеческий поступок.
— Что происходит у художника в голове? Что такое творческий процесс?
— Надо быть просто готовым к этому. Это даже не мне принадлежит.
— Во сне приходит?
— Кстати, да: первый спектакль мне приснился. А все остальное -это мой способ познания мира. Я начинаю раскапывать и обнаруживаю общечеловеческие проблемы, и рассматриваю с разных сторон. Как человек прежде всего. А что касается творчества, то я думаю, что если любить свою работу, то все, будь то сварщик или доктор, примерно одно и то же скажут. Это люди, имеющие внутри проводник. Eсть какая-то искра, что-то что течет сквозь тебя. Это и есть вдохновение.
— В какой момент берете карандаш?
— Когда понимаю, про что я буду делать спектакль. Процесс этот очень длительный. Булгаков писал литературное произведение, я делаю спектакль — это разные вещи. Мне нужно убрать все лишнее, то, что подходит — взять, переработать, привести к общему знаменателю. В каком мире они живут? Буду ли я брать тот конкретный период или придумаю время? В этот раз я не стала делать суперсовременно. Что происходило в 1937 году, все знают. Я не касаюсь политики, но общее состояние страха мне важно.
— Как его визуально передать?
— Нет у меня задачи сделать спектакль про князей тьмы. Булгаков написал историю любви. Любовь — это единственный способ выжить в нечеловеческое время. Любовь и есть наша основная сюжетная линия.
— Полностью погружаетесь?
— Иногда я выныриваю в свою жизнь, где у меня семья, дочь, собака. Работа в другом театре. А потом снова погружаюсь.
— На чем из Кургана приезжаете?
— На автобусе. Разузнала, что есть чудесный нижневартовский автобус, он идет через Тюмень и не останавливается в трех деревнях по пути, как остальные. Поэтому идет меньше по времени. И я в 12:30 выезжаю, то в 15:30 уже в Тюмени. Некоторые в Москве так до работы ездят.
***
фото: Елена Волкова.