X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Огоньков и фонариков в аэропорту нет

Вы видели ночную Тюмень из иллюминатора самолета? Город тысячи огней. Ярче прочих мест, естественно, аэропорт Рощино. За каждым огнем здесь строго следит служба электросветотехнического обеспечения полетов. Eсть в этой службе удивительный человек -Звиади Хунцария.

Звиади Анатольевича распределили в Рощино после окончания Славянского авиационного технического училища. Пять лет нужно было отработать в должности электромонтера (инженеров тогда не набирали). И эти пять лет как-то сами собой превратились в 38, и сейчас Звиади Анатольевич — начальник службы.

— Когда узнал, что меня распределили в Тюмень, не знал, как реагировать, — смеется Звиади Анатольевич, — просто потому, что об освоении Севера мало что знал, оно казалось ну очень далеким. Помню еще старый аэропорт, первая реконструкция началась в 90-е годы. Там была стеклянная стена, с грубым металлическим обрамлением. И полоса только одна, вторую в тот год как раз достраивали. А народу… Каждый день битком. Полеты на север часто отменяли из-за погоды, и люди ждали сутками. Даже понятие такое было, «двухкопеечный матрас» — газетка, которую подстилали, чтобы сидеть или спать на полу.

Оборудования в те годы у службы было меньше, а хлопот с ним в разы больше. Электромонтеру приходилось делать все.

— Светильники на мачтах ремонтировал, землю под кабельные линии копал в болотистой местности. Каждую деталь вручную разбирал, потому что было интересно, как что работает. Профессионализм вообще строится на любопытстве. А для практики засекали время, за которое можно найти причину поломки и устранить. Так и получилось, что обмануть меня подчиненным трудно, потому что по минутам помню, какая работа сколько времени занимает.

За консультацией Звиади Анатольевичу могут позвонить в любое время, днем, ночью, зная, что он сможет помочь. Но любопытство, как ни крути, постепенно уходит, молодежь с высшим образованием приходится переучивать. И с некой тоской начальник службы поглядывает на помещение с паяльниками и отвертками, которое в этот момент пустует.

В 2005 году в Рощино начали полностью обновлять электротехническое оборудование. Реконструкция принесла не только радость, но и стресс. Проводили ее, не прекращая работы аэропорта, два года. Но зато даже через десять лет трансформаторные помещения выглядят, как будто оборудованы вчера, потому что за ними ухаживают с особым трепетом.

В службе обеспечения полетов Рощино работает 29 человек. Удивительно, но следить за сотнями огней помогают всего три компьютера. На экранах отображаются центральные распределительные подстанции, которые отправляют мощный ток (10 кВ) к 34 трансформаторным подстанциям, которые питают весь аэропорт.

— В диспетчерской сигнальные огни включают, регулируют яркость, -говорит Хунцария. — Мы следим за технической работоспособностью, хотя на наши компьютеры можно передать управление при необходимости. Программа показывает каждый трансформатор и при поломке укажет на конкретное место. Кроме того, сотрудники вручную осматривают все огни на полосе и знаках четыре раза в день. При неисправности наша задача — перераспределить нагрузку так, чтобы ничего не отключать. А поломку будем чинить по мере сложности.

Кстати, служба электросветотехнического обеспечения полетов очень не любит, когда огни называют любым другим названием. Огоньков, лампочек, фонариков тут не водится. Да и нет желания их так называть, когда узнаешь, что на взлетно-посадочной полосе 17 видов светосигнального оборудования! Огни световых горизонтов, глиссадные, предупредительные, аэродромные световые указатели, каждый вид предназначен для безопасности пассажиров. И именно о ней каждый день заботятся сотрудники службы.

***
фото: Звиади Хунцария.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта