На правах хорошего друга
Более 140 музыкантов из 27 городов выступили на зимнем бардовском фестивале имени Старченкова, который прошел 24-26 февраля.
Нет-нет да проскакивает мысль, что барды — умудренные сединой бородатые мужчины, обыкновенно собирающиеся в лесу у костра. Слыша этот стереотип, участники фестиваля только добродушно смеются, ведь разговариваем мы в зале дворца творчества и спорта «Пионер». Во время репетиции в холле, кроме гитар, можно услышать еще с десяток инструментов, костром даже не пахнет, а красавицы на каблуках преобладают над бородатыми исполнителями.
— Мы участвуем в фестивале впервые, — рассказывает Анна Решетарь, — и, честно говоря, заявляться было страшно. У нас было представление, что тут все будут знакомы между собой по двадцать лет. Возрастные авторы, которым мы не конкуренты. Решили участвовать в первую очередь для обмена опытом. Не так много мест, где можно услышать много авторской песни в одном месте, набраться идей, получить советы.
Анна — вокалистка и автор песен, ее друзья Святослав Чернов и Матвей Данилов аккомпанируют ей на гитаре и кахоне. Кахон -ударный музыкальный инструмент родом из Перу. Матвей купил его в обычном музыкальном магазине в Тюмени, а играть учился по видеоурокам. Оказалось, экзотический инструмент прекрасно дополняет гитару и голос.
— Я преподаю вокал в детской студии и нередко включаю ученикам бардовские песни, — продолжает Анна. — Они достаточно простые, но поражают разнообразием тем, которых не встретишь в популярных песнях. Многих бардов можно смело назвать поэтами, их тексты о важном, а не о том, что понравится многим. Как автор стремлюсь именно к этому -поставила себе условие не писать песен о любви, а углубляться в более сложные темы.
— Я взяла в руки гитару где-то в 17 лет. Петь хотелось очень, но стеснялась исполнять чужие песни, а когда поешь авторскую — будто спрос меньше, и никто не услышит, где я сфальшивила, — смеется Оксана Якутова, приехавшая из Eкатеринбурга, мама троих детей и кандидат математических наук. -Для меня этот фестиваль первый за много лет, я делала большой перерыв, хотя писать в стол не переставала. Было страшно ехать, ведь тюменский фестиваль считается одним из самых сильных в стране. Больше всего меня порадовало количество детей и молодежи. Просто сердце поет, когда вижу все эти горящие глаза!
В нынешнем фестивале множество номинаций: «исполнители песен до 18 лет», «дуэты и ансамбли», «поэзия», «мастер», «современная обработка классики бардовской песни» и другие.
— Бардовская песня многогранна, есть собственные жанры и течения, — продолжает Оксана. — Eсть полные авторы, есть композиторы, есть авторы слов. На фестивалях люди ищут друг друга, чтобы совместно создавать музыку в дальнейшем, и, главное, — находят друзей на всю жизнь. Для меня лучший пример — это Николай Старченков, человек, имя которого носит фестиваль. Не могу сказать, что мы знакомы лично, но довелось сидеть с ним за одним столом. Потрясающий человек, сколько друзей через его музыку пришло в этот бардовский мир.
Помимо конкурса и гала-концерта, члены жюри, лауреаты Грушинского фестиваля вели уроки, творческие мастерские и исполняли песни Николая Старченкова.
«Для тех, кто давно знаком с творчеством Старченкова, этот концерт -радость встречи с давно полюбившимися песнями, удивительно проникновенными, простыми, безусловно талантливыми. Для тех, кто еще не знает песен Старченкова, этот концерт — радость открытия. Равнодушных к песням этого автора нет. Они проникают в слушателя на правах хорошего друга, и часто именно они помогают пережить трудные времена, не упасть духом, поверить в хорошее», — говорят организаторы фестиваля.
***
фото: Святослав и Анна;Семейная бардовская песня;Светлана Пантелеева.