«По шпалам бегу домой по привычке»
Помните эти строки из песни «Последняя электричка»?.. В прошлом году на железнодорожных путях, которые обслуживает Тюменский линейный отдел МВД России на транспорте, погиб 21 человек, включая пять детей. Годом ранее погибли 22 человека.
21 февраля сотрудники линейного отдела совместно с представителями Тюменской транспортной прокуратуры и Свердловской железной дороги провели профилактический рейд. С 10 часов утра ловили нарушителей на участке железной дороги вдоль улицы 50 лет ВЛКСМ.
Пожилой мужчина с трудом пробирается по снегу. Полицейские словно думают, подать ли ему руку или выписывать административный штраф. Мужчина торопится в магазин, говорит, что «не дурак» и, конечно, смотрит, чтобы поезда не было поблизости. Полицейские делают ему предупреждение. Следующего нарушителя, помоложе, также предупреждают.
Вообще, согласно части 5 статьи 11.1 КоАП, проход по железнодорожным путям в неустановленных местах влечет предупреждение или штраф 100 рублей. Последний раз изменение в этот пункт вносили в 2007 году. Сейчас в Госдуме обсуждают законопроект, предполагающий увеличение суммы административного наказания до двух тысяч рублей.
— Людям неохота делать крюк, пытаются срезать, а скорость здесь высокая, — рассказывает Иван Ин-саков, сотрудник специализированной группы стрелковой команды станции Войновка.
Случайно поскользнуться, упасть, не успеть среагировать может любой. Всего лишь двигаясь рядом, можно попасть под поезд — воздушный поток утянет под колеса. Не надо забывать, что состав может тронуться в любую минуту. Главные источники травматизма на железной дороге — алкогольное опьянение, а также наушники, не позволяющие услышать звуковой сигнал локомотива.
В особенную категорию нарушителей выделяют так называемых «зацеперов» — экстремалов, цепляющихся за движущийся поезд.
— Два года назад задержали 15-летнего подростка, — рассказывает Владимир Илишенко, стрелок специализированной группы, — он отсюда съездил на Андреевское озеро. Мы его увидели, когда он возвращался обратно. Подростки снимают видео и в школе показывают.
— Травмировать может не только подвижной состав, но и контактные сети, где напряжение около 20 тысяч вольт, — говорит Ксения Щербакова, помощник транспортного прокурора. От электротока в прошлом году пострадали два человека.
Часто полиция на транспорте сталкивается и с обычным вредительством. Дети любопытствуют, остановят ли они поезд? И подкладывают на рельсы бревна, железо, вытаскивают старые шпалы. Учащаются такие случаи в летние каникулы.
Другая проблема: забор из профнастила, которым по обе стороны огорожены пути, ломают беспрестанно. Заплатки обычно не живут больше часа.
— Здесь ситуация в корне не меняется: мы загораживаем одну сторону, переходим на другую, слышим: уже выламывают, — говорит Владимир Муравских, дорожный мастер участка по текущему содержанию земляного полотна. -Что только ни делали. Люди все равно ходят через пути.
Можно ли сделать более основательное ограждение? По мнению Ксении Щербаковой, это очень затратно.
— Нужно выносить вопрос на всеобщее обсуждение, — считает она. -Вместе с тем люди, которым надо, перелезут даже и через десятиметровую стену.
— Здесь только вышки с охраной ставить и бетонный забор, -грустно отмечает Владимир Илишенко.
…В транспортной прокуратуре считают статистику травматизма на железной дороге «плачевной» и стараются освещать проблему как можно чаще. Рассказывают в школах о том, что железная дорога — зона повышенной опасности. Транспортные полицейские также предупреждают об опасности несанкционированного перехода через пути. Перемещаться через дорогу можно только в установленных местах — по переходам, которые оборудованы настилами на уровне головки рельса и обозначены указателями «Переход через пути». Кроме того, родителям необходимо своевременно донести детям правила поведения на железной дороге.