Сиборидаси или гайвани?
Изящная миниатюрная посуда привлекла мое внимание на одной из городских ярмарок. Кристина Михайлова оказалась одним из немногочисленных керамистов в России, кто изготавливает посуду для восточных чайных церемоний.
— Пить качественный японский и китайский чай я начала семь лет назад, — говорит Кристина. — Когда стала понимать чай, его тонкости и глубину, обратила внимание на посуду. Посуда — важная часть церемоний, одно целое с чайным действом. Я искала для себя особенную чашу, которая будет отражать часть меня, подходить по размеру, удобно лежать в руке. Чашу, которая поможет сосредотачивать мое внимание во время чайной церемонии. Появилось желание создавать такие предметы для людей. С самого начала меня поддерживал мой муж Александр. Мы приобрели оборудование, и после гончарного курса я продолжила обучаться самостоятельно. Наш проект — Yunomi -по названию японской высокой чаши для чаепитий, потому что с чаши все и началось.
— Кто ваши покупатели?
— Это люди, увлекающиеся чаем и чайной культурой. Люди, которые познают себя. На каждый предмет находится свой человек, он видит в нем частичку себя. Для кого-то чаша символизирует приятные воспоминания из детства, для кого-то — свободу в горах. Eсть те, кто предпочитает керамику без глазури (не застекленную) или, например, с кракле (сеть мелких трещин на глазури). Такая посуда со временем изменяется, чай наполняет трещинки, и они становятся более выразительными.
Кто-то заваривает чай в гайвани (чаша с крышкой), кто-то предпочитает сиборидаси (гайвань с носиком) или чайники — эти особенности дарят вдохновение. Мне нравится создавать предметы, которые добавляют атмосферу чайному пространству и используются во время церемоний. Например, свечи в керамике, фурины -японские ветряные колокольчики.
— Eсть ли особенности у вашей керамики?
— Мне по душе минимализм, природные оттенки и приятные удобные формы. Особое внимание мы с мужем уделяем тактильности предметов. Глина после обжига становится шероховатой, на донышках могут остаться осколки от подставок, поэтому каждый предмет после обжига вручную шлифуется. К керамическим предметам я плету худаи, мешочки для хранения и транспортировки керамики, и ча-тоу — подставки.
Каждый день я посвящаю себя керамике, продолжаю углубляться в теорию, экспериментировать и добиваться особенных эффектов. Иногда появляются предметы, повторить которые невозможно. Каждое изделие Yunomi в единственном экземпляре.
— Китайская и японская керамика отличаются?
— Конечно. В первую очередь способами изготовления. Китайские мастера создают чайники вручную, японские — за гончарным кругом. Разные техники обжига. Разные предметы для заваривания и чайной церемонии. В Японии чай заваривают в сибори-даси, а в Китае используют гайвани. В Китае чайники, в Японии -кюсу. Я черпаю вдохновение у японских мастеров. Ключевым для японской керамики является канон простоты и естественности. Часто встречаются изделия с дефектами поверхности глазури, отпечатками пальцев, трещинками -это традиционные эстетические представления японцев, стремление к простоте, «ваби-саби». На многих изделиях следы времени в виде сколов или кинцуги — реставрация битой посуды с помощью лака уруси.
В Японии существует оригинальная техника могакэ, оборачивание заготовки водорослями, которые при обжиге в печи оставляют на поверхности керамики узор. Нередко японские мастера покрывают керамику древесной золой. В Японии зародился обжиг раку. Изделие быстро нагревают в печи до тысячи градусов, потом помещают в закрытое пространство с опилками, чтобы начался восстановительный процесс. Во время этого процесса оксиды металлов создают металлические эффекты.
— Что посоветуете приобрести в первую очередь человеку, который решил увлечься чайной культурой?
— Думаю, первый предмет — это чаша. Предмет, с которым больше всего взаимодействуешь во время церемоний, держишь в руках, наблюдаешь изменения оттенка чая и его аромата. Часто ее носят с собой. Например, когда идут в чайный клуб на церемонию, едут на природу или в горы.
— Чем интересны чайные церемонии?
— Они тренируют внимание, для начинающих такой способ медитации помогает справиться с какими-то жизненными ситуациями, для тех, кто «давно в чае», это способ отключиться от задач и побыть наедине с собой и своими мыслями. А вниманием во время церемонии управляют как раз те особенные предметы, которые для себя находишь, и, конечно, чай. Кстати, керамика тоже влияет на вкусовое раскрытие чая, например, одна глина лучше раскроет вкус чая, чем другая.
— Чем вас привлекает восточная культура?
— У японцев очень интересное видение и ощущение мира. Они избавляются от ненужных вещей, держат пространство чистым, используют в интерьере и в одежде только натуральные материалы. Японцы очень стильные, у них есть вкус.
— Из чего складывается стоимость керамики, и где вы ее распространяете?
— Цена изделия складывается из стоимости оборудования (гончарный круг, муфельная печь для обжига, инструменты для работы с глиной), затраченного времени, количества материала и его качества (за последний год импортные материалы подорожали в три раза), электроэнергии и логистики. Продаем через соцсети, чайные пространства нашего города и Санкт-Петербурга. Развиваем сотрудничество с другими чайными из разных городов России.
— Может ли чайный керамист зарабатывать только своим делом?
— Думаю, может, если то, что он как художник создает, находит отклик у его аудитории. Разумеется, изделия должны быть качественными, ведь керамика может служить всю жизнь. И самое главное — найти свою неповторимую и уникальную стилистику, а значит, должно уйти время на поиск, тренировки, опыт. Очень много средств уходит на обучение и брак.
Керамику можно изучать всю жизнь, и она не перестанет удивлять. Сначала любой процесс трансформации в керамике, особенно глазурованный обжиг, кажется непредсказуемым волшебством, с опытом это волшебство становится контролируемым. Мы выбрали чайное направление в керамике, потому что это величайшая возможность прикоснуться и проникнуться к одному из самых древних ремесел человечества, которое, в свою очередь, дает бесконечное пространство для творчества и развития.
Кроме того, это направление притягивает соответствующую, тонко чувствующую аудиторию. В Россию чайная культура принесена совсем недавно. Она развивается и трансформируется. Для нас честь участвовать в этом процессе.
***
фото: Кристина Михайлова и Александр Чмутин, основатели проекта Yunomi.