X

  • 26 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 131
  • 5630

Включите «Stayin’alive», пожалуйста

Музыка способна снижать мышечную усталость, уровень беспокойства и повышать эффективность работы. С этим утверждением согласны хирурги областной клинической больницы N 2.

— Музыку в оперблоке часто включают при крайне длительных и сложных операциях, требующих ювелирной точности. Тихая классическая музыка позволяет настроиться на работу, снимает нервное напряжение и позволяет выполнить оперативное вмешательство с максимальным эффектом, — объясняет пресс-секретарь ОКБ-2 Дарья Ямзина. Дарья оговаривается, что в больнице ежедневно проводится около ста операционных вмешательств, а операционные блоки расположены рядом, поэтому рабочий процесс построен так, чтобы обеспечить максимальный психологический комфорт для пациентов и оптимальные условия для операционных бригад. Ну и в экстренной хирургии музыку не включают совсем.

Заведующий хирургическим отделением клинического госпиталя «Мать и дитя» Дмитрий Хасия признается, что его рабочий операционный день всегда начинается с музыки и ею же и заканчивается. Умная колонка Яндекс сама подбирает репертуар на основе плейлиста Дмитрия Тамазовича.

— Бывает, что такие песни находит классные, например, королеву соула Арету Франклин. Всегда можно попросить: «Алиса, включи Элтона Джона», например. Разумеется, музыка играет фоном, но это гораздо лучше, чем тишина в операционной, когда слышно только, как работает аппарат ИВЛ или как медицинская сестра перекладывает инструменты на операционном столе, — говорит Дмитрий Хасия. — Кстати, мою подборку от джаза/блюза и до группы Queen слышат и пациенты, правда, совсем недолго — пока не подали наркоз. Правда, пока ни один из них еще не просил включить что-то свое. Но если попросят — мы против не будем.

Многочисленные исследования подтверждают пользу музыки для пациентов, оперируемых под местной и общей анестезией. В случайном исследовании для 372 пациентов, перенесших плановую операцию, расслабляющие мелодии (с темпом 60-80 ударов в минуту, имитирующие частоту сердечных сокращений) оказались лучше препарата мидазолам в качестве успокоительного. Причем успокаивающий эффект сохранялся до, во время (в бодрствующем состоянии) и после операции.

Мне приходилось присутствовать на операции кесарева сечения в обычном роддоме, и, помнится, меня тогда удивило, что в операционной стоит небольшой радиоприемник, настроенный на волну радио «Дача». Пациентка находилась под эпидуральной анестезией, то есть в сознании, и слушала музыку.

Главный врач госпиталя «Мать и дитя» акушер-гинеколог Татьяна Eрбактанова говорит, что врачи в операционной вряд ли пританцовывают под любимые мелодии, а музыка — это лишь фон, чтобы создать атмосферу. Поскольку более 50 процентов пациенток на операции кесарева сечения находятся в сознании, то музыка им приятна.

— Eсли я попрошу включить Фрэнка Синатру или джаз — пойдете навстречу?

— Почему нет, главная задача -расслабить пациента.

В «Британском медицинском журнале» мне попалась статья об университетской клинике Уэльса, хирурги которой даже составили список песен, которые нужно включать на операциях, а от каких лучше воздержаться. Список показанных песен возглавляет композиция группы BeeGees — «Stayin’ Alive» с комментарием, что это отличное предложение для пациента, но члены операционной бригады должны сопротивляться желанию подражать танцевальному номеру Джона Траволты. А еще эта песня служит в качестве метронома для определения правильной частоты сердечных сокращений. «Un-Break my heart» Тони Брэкстон идеально подойдет для кардиохирургии.

***
фото: Главный меломан госпиталя «Мать и дитя» Дмитрий Хасия (в центре).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта