X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Последний час музея ретротехники

— Эх, я когда узнал, что музей закрывается, сына в охапку и бежать — успеть в последний вагон. И почему я раньше здесь никогда не был, в Тюмени двадцать лет живу, -сетует Владислав.

Я думаю так же. Да, есть в городе интереснейший музей ретро-техники имени Михайлова, мы с мужем читали про него и даже картинки смотрели, а пришли только 31 марта — в последний час перед окончательным его закрытием.

Нас таких оказалось немало — и ясельного возраста, и пожилого, -до конца рабочего дня бродивших по музею, чтобы запечатлеть каждую деталь. А в позапрошлое воскресенье пришло, подумать только, четыреста человек!

— Обычно в рабочие дни нас бывало до тридцати посетителей, наплыв в каникулы и праздники. Традиционно много приезжих, их всегда больше, чем горожан, они и самые восторженные отклики оставляли, -говорит экскурсовод Eлизавета.

На создание собственного музея Ивана Михайлова, генерального директора компании «Дина», вдохновило посещение музея автомобильной техники Уральской горно-металлургической компании — крупнейшего в России собрания ретро автомобилей, мотоциклов и велосипедов, он находится в Верхней Пышме. Большую часть коллекции ретротехники собрал его отец Владимир Васильевич, основатель холдинговой компании «Дина», учредитель рынков «Северный» и «Михайловский», депутат Тюменской городской Думы, в честь которого и назван музей.

— Экспонаты находились в довольно плачевном состоянии, некоторые из них пришлось реставрировать в течение полутора лет, начиная с пескоструйной обработки кузова. Это сложный кропотливый процесс. Летом 2018 года музей открыли для посещений, — рассказывает Иван.

Самый старый автомобиль -ГАЗ-М1 — производили на Горьковском автозаводе еще до войны, прототипом стал «форд». Самый молодой — ВАЗ-2106 — знакомая всем «шестерка», которую купили прямо с конвейера за 300 тысяч рублей.

Мы начали осмотр с военной техники — вот она легендарная «Катюша», в машине всегда имелся заряд взрывчатки, чтобы попавший в окружение водитель мог ее подорвать, чтобы технология не попала к врагу. Задерживаемся у «виллиса» — американского армейского автомобиля повышенной проходимости, в Советский Союз он попал по ленд-лизу. Эту разработку мы потом скопировали и получили ГАЗ-67, он же «хочу быть виллисом», он же «блоха-воин» и «пигмей», использовался в качестве штабного или разведывательного автомобиля, а потом еще долго служил на гражданке, в том числе в геологоразведке, лесном и сельском хозяйствах.

В отличие от европейских армий, где упор делается на сухой паек, в советской и российской армии предпочитали кормить солдат из полевой кухни. Полевая кухня тоже есть в музее.

И «инвалидка». Казалось бы, совсем недавно она стояла в каждом дворе, багажник у машины спереди, а двигатель сзади. Забавного вида СМЗ С-3А — двухместный четырехколесный автомобиль-мотоколяска, серийно выпускавшаяся Серпуховским мотоциклетным заводом. Известен по фильму Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», после его выхода получил народное прозвище «моргуновка».

Ушастый «запорожец» и следующая его модель, более скучная -с прорезями воздухозаборников по бокам. Eго скопировали с американского Chevrolet Corvair.

Люксовые автомобили ГАЗ доступными не были, выработав свой ресурс, сразу отправлялись под пресс, один такой автомобиль стоил больше 100 тысяч советских рублей.

Крайне ограниченная серия ГАЗ-14. Было выпущено всего 1114 автомобилей, все они находились в распоряжении чиновников и службы сопровождения главных лиц государств. Это прогрессивный для своего времени автомобиль: кондиционер, магнитофон, спутниковый телефон, электростеклоподъемники, омыватели фар. В конце 80-х в рамках горбачевской «борьбы с привилегиями» всю техническую документацию по автомобилю уничтожили. Представленный в музее экспонат использовался в кортеже президента Азербайджана Гейдара Алиева.

— Грустно, наверное, расставаться с такой коллекцией…

— В нынешнем формате, в котором музей существовал, у него перспектив нет, — объясняет свое решение Иван Михайлов. — Собрали отзывы наших посетителей и пришли к выводу, что это просто гараж с автомобилями. В современном мире нужно больше интерактивности и тактильности: потрогать экспонаты, посидеть за рулем. К сожалению, мы не можем этого обеспечить. Тем более под боком находится музей УГМК, где более шести тысяч наименований техники.

Почти все экспонаты выставлены на продажу. На «Авито» читаю объявления: «чайку» 1971 года предлагают за миллион восемьсот тысяч, а «моргуновку» — за пятьсот тысяч рублей.

Большинство автомобилей из коллекции окажется в разных музеях страны, некоторые уже куплены. Самые ценные оказались в заботливых руках тех, кому небезразлична их история, остальные будут просто радовать своих новых владельцев.

— Вот точно на таком «запорожце» мы на пикник ездили у тетки в Казахстане, — вспоминает Нурзия Валиевна. Она пришла с внуками, увидев сюжет о закрытии музея по телевизору. — Брали с собой много мяса, арбуз огромный и на реку ехали. Нас человек девять в машину набивалось вместе с детьми. Автомобиль тогда был роскошью, далеко не каждая семья могла себе это позволить. А когда я маленькой была, у соседа «муравей» стоял, он в обед на нем пирожные развозил, а вечером нас, ребятишек, катал — весело! Другой сосед на грейдере работал, так он нас в ковш посадит и… поехали с ветерком! Первый автомобиль, «пятерку», муж из двух старых собрал, каждый болтик своими руками перебрал. Сейчас молодежи гораздо проще — и машины хорошие, и возможности купить больше.

— Что же будет с помещением музея и что потом?

— Здание сдадим в аренду, сейчас очень непростое время, каждый квадратный метр должен приносить доход, — говорит Иван Михайлов. — Нужно двигаться дальше. Мы получили огромный опыт и в музейном деле, и в реставрационной работе, и в организации масштабных городских мероприятий. Активно участвовали в культурной жизни города. Самое главное — эмоции более тридцати тысяч наших посетителей, благодарных и щедрых на комплименты. Отдельная благодарность сотрудникам холдинга «Дина» за вовлеченность, неподдельный интерес и огромную проделанную работу. Возможно, появится новый, более современный музей, где будет место творчеству, прогрессивным идеям и полной свободе мысли. Он также получит очень важное для меня упоминание «имени В.В. Михайлова». Что до моего личного отношения к закрытию — честно, чувствую какое-то облегчение и эйфорию, предвкушая работу над будущим проектом.

***
фото: Автор текста в ретро-автомобиле.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта